Египет под сенью полумесяца

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В Стране Пирамид начались выборы, которые смело можно назвать марафонскими. 28 ноября стартовал главный этап в программе так называемой демократизации, запущенной после свержения власти президента Мубарака, - многоступенчатые выборы сначала в «Маглис аш-шура» (нижнюю палату парламента), затем в верхнюю плату и, наконец, выборы президента страны. Система крайне сложная. Сначала к урнам для голосования пригласили жителей в 9 из 27 провинций страны, в том числе в двух крупнейших городах - Каире и Александрии. Следующие этапы выборов намечены на 14 декабря и 3 января. К середине января 2012 года будут оглашены окончательные итоги, и сразу же нижняя палата соберется в новом составе на первое заседание. Верхнюю палату и президента будут избирать лишь в конце июня 2012 года. 

На участие в избирательном процессе претендуют более полусотни партий, подавляющее большинство которых египтянам просто неизвестны. Известно лишь то, что каирский Высший административный суд отменил решение нижней судебной инстанции о запрете участвовать в выборах сторонникам свергнутого президента, а их около трех миллионов человек только в рядах правившей Национально-демократической партии (НДП). Следует отметить, что большинство из них предпочли пополнить ряды вновь сформированных партий или вступить в другие, близкие по духу, организации, но не от имени НДП. 

Выборы проходят в крайне напряженной обстановке противостояния между правящим Высшим советом вооруженных сил (ВСВС), представляющим армию, и разношерстной оппозицией, способной, однако, ежедневно собирать в рамках акций протеста на площади Ат-Тахрир сотни тысяч «возмущённых», громко требующих передачи военными власти гражданским лицам. Острое недовольство протестующих вызывает программа ВСВС, определяющая принципы будущего политического строя в Египте при составлении новой Конституции. В число этих принципов входят гарантии основных прав и свобод, демократический характер политического строя, защита религиозных меньшинств, провозглашение ислама государственной религией и шариата – источником права. Основная же причина протестов – стремление армии стать гарантом Конституции, определять все вопросы обороны страны, содержание военного бюджета, а также состав комиссии по разработке Конституции. Против этого курса военных выступают как либералы, так и исламисты. Напомню, что египетские силовые структуры при Мубараке положили конец многолетнему кровавому террору, развязанному исламистскими группировками. И ныне в позиции военных просматривается решимость не допустить радикальной исламизации Египта в случае прихода к власти «Братьев-мусульман» и салафитов. 

А такая вероятность существует. Большинство политических обозревателей сходится во мнении, что исламисты всех направлений, прежде всего движение «Братья-мусульмане», пожнут богатый урожай в ходе выборов в парламент. «Братство» имеет два довольно размытых крыла – умеренных и радикалов, вопрос в том, какое из них возьмет верх во внутреннем диалоге в рамках спешно сколоченной движением организации под привлекательным названием «Партия свободы и справедливости». Эту партию называют бесспорным фаворитом выборов. Что же касается либералов, то они расколоты и в организационном, и в идеологическом планах и стать сколько-нибудь серьёзным противовесом исламистам не смогут на данном этапе ни при каких обстоятельствах. В свете этого на Западе выражается всё более заметное беспокойство относительно будущего политического развития Египта. Впрочем, не только Египта. Напористое стремление Вашингтона и его европейских союзников, а также некоторых арабских государств осуществить в регионе пресловутую «демократизацию» полностью игнорирует тот факт, что «гражданские свободы» выбивают из бутылки пробку, которая при авторитарных режимах не давала исламистскому джинну вырваться наружу. Примеров уже достаточно. В результате победы на выборах в Марокко новое правительство будут формировать «умеренные» исламисты, идеологически близкая им партия «Ан-Нахда» берет власть в Тунисе, всё говорит за то, что уход от власти в Йемене президента Абдаллы Салеха приведет к исламистскому перевороту. И вот теперь Египет… 

Озабоченность стремительно прогрессирующей исламизацией Арабского мира выражают не только на Западе, но и в России. Причины такой озабоченности понятны. На официальном сайте считающихся умеренными «Братьев-мусульман» в Интернете красуется эмблема – Коран, подпираемый двумя мечами с призывом «Будьте во всеоружии». Перечисляются и главные цели организации, среди которых - «создание исламского государства», «возвращение к «Аль-Хилафе» («истинному халифату», созданному на заре ислама салафитами) и самое главное - «овладение миром при помощи ислама». К этому добавляются краткие, но выразительные лозунги: «Аллах – наша цель», «Пророк – наш вождь», «Коран – наш закон», «Джихад – наш метод», «Смерть во имя Аллаха – наша высшая мечта». Ни от одной из этих целей, ни от одного из этих призывов египетские исламисты не отказываются даже в угоду общественному мнению.

Не могут не заботить и геополитические последствия бурных ближневосточных событий. Новые исламистские правительства в арабских странах неизбежно ужесточат свои позиции в отношении политики Израиля. И поводов к большому вооружённому конфликту на Ближнем Востоке станет больше.