Кризис «Набукко»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Проект строительства газопровода «Набукко», имеющий политическую подоплеку - оттеснение России от транспортировки газа Центральной Азии и Южного Кавказа в Европу, - переживает кризис. Несколько ведущих участников проекта заявили о своём желании отказаться от «Набукко». Однако США с их активной энергетической дипломатией в постсоветских странах намерены не дать проекту умереть.

О кризисе «Набукко» впервые открыто заговорили в конце января сего года, когда официальный представитель министерства энергетики Турции заявил, что турецкие власти больше не намерены оказывать политическую поддержку этому проекту. От участия в консорциуме по строительству «Набукко» Турция не отказалась, но стала оказывать предпочтение Трансанатолийскому газопроводу (TANAP), по которому газ со второй очереди азербайджанского месторождения «Шах-Дениз» через Грузию должен поступать в Турцию и далее в ЕС. Одновременно Турция разрешила России строительство в своих территориальных водах главного конкурента «Набукко» - газопровода «Южный поток».

Примечательно, что незадолго до этого и министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз, и премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган выражали полную уверенность в том, что «Набукко» будет построен. Правда, в Вашингтоне и Брюсселе уже тогда стали в этом публично сомневаться. Представитель госдепартамента США по вопросам энергетики Европы и Азии Ричард Морнингстар заметил, что строительство такого крупномасштабного газопровода потребует значительных сроков и могут возникнуть проблемы с ресурсной базой. 

А 23 апреля премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что венгерская нефтегазовая компания MOL вышла из консорциума по строительству «Набукко». Главным мотивом такого решения Будапешта стало удорожание проекта, стоимость которого возросла с 7 до 24-26 млрд. евро. В середине мая о возможности выхода из проекта заявил немецкий энергетический концерн RWE, также недовольный ростом стоимости «Набукко» и отсутствием гарантированной ресурсной базы. Выход двух ведущих европейских компаний ставит консорциум перед необходимостью поиска новых партнеров, закрытия или же существенного урезания масштабов проекта. 

Туркмения и Азербайджан, которые должны были обеспечить ресурсную базу «Набукко», оценивают будущее проекта осторожно. В середине декабря, когда на Западе были открыто высказаны сомнения в реалистичности «Набукко», президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Ровнаг Абдуллаев не расценил это как крах проекта. «Пока мы не сделали выбора в пользу какого-либо маршрута транспортировки азербайджанского газа в Европу, - заявил он журналистам, - все поступившие предложения тщательно изучаются». Судя по всему, выиграет в этом состязании проектов всё же Трансанатолийский газопровод. Однако по поводу его строительства между Анкарой и Баку сохраняются существенные разногласия. Первоначально планировалось, что ГНКАР получит в проекте 80%, а две турецкие государственные компании – нефтепроводная корпорация BOTAŞ и нефтяная компания TPAO –по 10%. Однако запланированное на конец марта подписание контракта не состоялось, так как турецкие компании потребовали себе равной с ГНКАР доли. Азербайджан, намеревающийся продать часть своей доли британской BP и норвежской Statoil, с перераспределением долей не согласен. В результате проект Трансанатолийского газопровода пока остается на бумаге.

В Ашхабаде в отношении «Набукко» демонстрируют оптимизм. В марте директор Государственного агентства по управлению и использованию углеводородных ресурсов при президенте Туркмении Ягшигельды Какаев на заседании правительства заявил об успехах, достигнутых на прошедшей в Брюсселе трехсторонней встрече по Транскаспийскому газопроводу, который должен обеспечить как минимум половину всей ресурсной базы «Набукко». Президент Г. Бердымухамедов в связи с этим отметил, что Туркмения уверенно наращивает свое присутствие на ведущих энергетических рынках мира и реализует «крупные проекты в области создания многовариантной газотранспортной системы». Впрочем, при отсутствии решения по правовому статусу Каспия заявления эти скорее отражают намерения, чем говорят о реальных планах. Морские границы между Ираном, Азербайджаном и Туркменией не определены, и не понятно, по чьей именно территории пройдет Транскаспийский газопровод, даже если предположить, что его удастся построить вопреки позиции Москвы и Тегерана. Иран настаивает на таком разграничении Каспия, при котором каждому из пяти прибрежных государств должно достаться по 20% его акватории; доли Азербайджана и Туркменистана при этом существенно сократятся. 

Короче, попытки реанимации «Набукко» будут. Политическая заинтересованность Запада в создании альтернативного «Южному потоку» газопровода сохраняется, Баку и Ашхабад тоже надеются добиться здесь выгоды. По словам министра промышленности и энергетики Азербайджана Натига Алиева, в настоящее время готовятся два нормативных документа по «Южному газовому коридору», первый из которых носит политический характер, а второй представляет собой межправительственное соглашение между Ашхабадом и Баку по строительству Транскаспийского газопровода. Политическую поддержку этим усилиям оказывает Вашингтон, интерес которого состоит в том, чтобы оторвать в энергетическом, транспортно-коммуникационном и экономическом отношении южные страны СНГ от России. Один из последних шагов в этом направлении – назначение спецпредставителя госдепартамента США по вопросам энергетики Европы и Азии Ричарда Морнингстара послом в Азербайджане. Ранее он неоднократно выступал в поддержку Транскапийского газопровода, высказываясь в том смысле, что России, мол, до его прокладки не должно быть дела.  Один из вариантов реанимации «Набукко» - строительство более дешевого и короткого газопровода «Набукко-Вест», который пройдет от турецко-болгарской границы до австрийского города Баумгартена. Его длина составит около 1300 километров и уменьшится по сравнению с первоначальным вариантом «Набукко» в три раз. В случае реализации проекта Траснанатолийского газопровода азербайджанский газ со второй очереди «Шах-Дениз» будет поступать в Европу по «Набукко-Вест». Однако проект строительства Транскаспийского газопровода при этом лишается смысла, поскольку мощности TANAP для транспортировки туркменского газа в Европу явно не хватит.

Кризис «Набукко» повышает шансы российского «Южного потока», который проблем с финансированием, выбором маршрута и ресурсной базой не испытывает.