Клинтон на Кавказе: новый импульс к нестабильности на южных границах России

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Отметившись в ходе визита в Норвегию знаковыми высказываниями о роли Арктики в предстоящем переделе мира, Хиллари Клинтон плавно переместилась на Кавказ. Этот рабочий визит может иметь для региональной динамики достаточно важное значение. Несмотря на разность географических широт, как арктическое заполярье, так и Кавказский регион представляют собой несомненную военно-стратегическую и экономическую ценность для слабеющей мировой империи, выстраивающей все новые комбинации в целях удержания своего глобального доминирования. Надо сказать, чем дальше, тем больше эти комбинации связаны с тотальной деструкцией и погружением в хаос отдельных стран и даже целых регионов, что хорошо видно на примере Сирии и Египта. Всё это более чем актуально для стран Кавказа, переживающих непростые политические и социально-экономические трансформации, вовлечённых в конфликтные ситуации разной степени интенсивности и расположенные в географическом соседстве с Ираном – мишенью № 1 очередной американской агрессии.

Всем этим обусловлен, в частности, немалый общественный интерес к встречам и высказываниям госпожи Клинтон, нагрянувшей со своей «инспекционной поездкой» на Кавказ в сопровождении немаленькой свиты в почти сотню человек и имеющей, таким образом, явно многопрофильный характер. Как известно, Вашингтон, признав итоги парламентских выборов в Армении и охарактеризовав их как «большой прогресс», намерен взамен потребовать от армянского руководства соответствующих встречных шагов в вопросах Нагорного Карабаха, активизации армяно-турецкого переговорного процесса и, возможно, новой акцентации российско-армянского сотрудничества в военно-политических вопросах. В качестве дополнительного аргумента может быть использована так называемая американская «помощь» региону, в реальности совсем не столь существенная и работающая прежде всего на интересы США, а не на получателей этой самой «помощи». Разумеется, парламентарии каждой суверенной страны действуют прежде всего исходя из своих национальных интересов, однако внешние импульсы также могут прочитываться вполне определенным образом.  В этой связи сложно не обратить внимание на информационную активность небезызвестного Ариэля Коэна, традиционно заклеймившего армянский «сепаратизм», а также посоветовавшего своему госсекретарю указать ереванским собеседникам на «несовместимость» тесных связей с Ираном с дружественными отношениями Армении с США. По мнению эксперта, встречи госсекретаря США с лидерами стран Южного Кавказа откроют возможность для продвижения переговоров по Карабаху, которое видится ему исключительно в контексте «освобождения оккупированных азербайджанских земель».

Интересно, что высказывания господина Коэна удивительным образом совпали с очередной диверсией на северном участке армяно-азербайджанской границы (сёла Бердаван и Чинари Тавушского марза), в результате чего с армянской стороны трое человек погибли и пятеро были ранены. Думается, совсем не случайно ВВС напоминает о том, что «поездка Клинтон в Армению пришлась на время, когда договоренность о прекращении огня, действующая с Азербайджаном, резко ослабла», а The New York Times порекомендовала госсекретарю пообещать сторонам содействие в прекращении конфронтации. О том, как эти рекомендации будут реализовываться в «полевых условиях», мы узнаем весьма скоро, и что-то подсказывает, что сводки с армяно-азербайджанской и карабахско-азербайджанской границы менее тревожными не станут…

В ходе итоговой пресс-конференции в Ереване госсекретарь вернулась к вопросу о связи между армяно-турецким «процессом» и нагорно-карабахским, вновь взявшись настаивать на отсутствии таковой. Данный тезис, как известно, активно оспаривается не только турецкими, но и влиятельными американскими политологами, однако за неимением более содержательных тезисов, которые можно было бы предложить широкой публике, очевидно, приходится довольствоваться этим.

В Грузии, находящейся в преддверии очередного парламентско-президентского избирательного цикла, Хиллари Клинтон приняла участие в ряде официальных мероприятий, не забыв встретиться с представителями гражданского общества и оппонентами уходящего в 2013 году президента Саакашвили. Открыв в Батуми заседание двусторонней комиссии по стратегическому партнёрству, она произнесла все положенные фразы, а ведающий Евразией внешнеполитический чиновник Эрик Рубин в интервью телекомпании «Рустави-2» в Вашингтоне назвал визит Клинтон в Грузию «очень важным». Он добавил, что предметом переговоров главы внешнеполитического ведомства США в Батуми станут «вопросы сотрудничества двух стран в сфере экономики, политики и безопасности». По словам грузинского посла в Вашингтоне Темури Якобашвили, в ходе визита также предполагается «детально рассмотреть все вопросы, касающиеся безопасности страны, подготовки соглашения о режиме свободной торговли, а также ряд других важных вопросов сотрудничества двух стран».

Однако политику «двойного участия» (1) никто не отменял, и она по-прежнему является эффективным инструментом реализации внешнеполитического курса США даже в тех государствах, где у них, казалось бы, «всё схвачено». И хотя встреча заокеанской гостьи с Бидзиной Иванишвили так и не состоялась (его заменили соратники по коалиции), встреча с представителями официально зарегистрированных грузинских властей состоялась. По ее итогам лидер «Новых правых» обнадеженно сообщил, что высокая гостья признала наличие проблем со свободой прессы и использованием административного ресурса, а представитель «Грузинской мечты» Давид Усупашвили сослался на её обещание организовать соответствующий мониторинг в предвыборный и выборный периоды (2). Как известно, все мало-мальски значимые политические силы страны находятся под плотной опекой американских структур, лишним подтверждением чему является появление бравых афроамериканских секьюрити в охране миллиардера и лидера «Грузинской мечты» (3).

Если искать в порядке посещения южнокавказских столиц определенный символизм, то можно сделать вывод о важной роли, которую Вашингтон отводит Азербайджану. Встречи Хиллари Клинтон в Баку проходили на фоне резкого охлаждения ирано-азербайджанских отношений. Баку становится важным партнёром Вашингтона в кавказско-каспийском регионе, и здесь сложно не согласиться с Александром Князевым, выделяющим очевидно провоцирующую роль массированно милитаризирующейся небольшой каспийской республики: «Вряд ли это исключительно собственная инициатива Баку – слишком уж гениально вписывается гипотетический пока ирано-азербайджанский военный конфликт в общую парадигму перестройки Ближнего и Среднего Востока, активно реализуемую США и их союзниками» (4). А если вспомнить недавний визит в Баку министра иностранных дел Израиля А. Либермана – то картина становится еще более тревожной.

Кроме того, роль Азербайджана для афганской логистики Североатлантического альянса по мере нарастания проблем с Пакистаном существенно возрастает. По некоторым оценкам, сейчас через азербайджанскую территорию проходит уже около 30 процентов натовских грузов. Страна, омываемая с востока Каспийским морем, имеет для США как самостоятельное значение, так и в качестве стратегической связки с Центральной Азией, где повышенное внимание уделяется обретению опорных пунктов в Кыргызстане, Таджикистане, а также в Казахстане.

Азербайджан представляется, пожалуй, самым скрытным из прикаспийских государств в вопросе своих военно-морских сил, отмечает Джошуа Кучера. Недавняя закупка израильских противокорабельных ракет выдает намерение подойти со всей серьезностью к вопросу укрепления своей обороноспособности на море. При этом США играют значительную роль в укреплении азербайджанских военно-морских сил, передав республике несколько патрульных катеров и обучая  сотрудников военно-морских спецподразделений при участии  небезызвестной фирмы «Блэкуотер». Из дипломатических документов Wikileaks следует, что Вашингтон неоднократно призывал Азербайджан наращивать свои ВМС, в частности, в плане осуществления наблюдения в своем секторе Каспийского моря (5). Государственный департамент США рассматривает возможности передачи соответствующего оборудования, а возможно, и других видов вооружений (6). В случае реализации давней мечты об учреждении в Актау военно-морской базы США всё это создаст  не только на Каспии, но и на Кавказе принципиально новую ситуацию.

Интересен и прогноз господина Коэна, согласно которому в Баку помимо обсуждения традиционных «развития демократии, установления законности, обеспечения прав и свобод человека» Хиллари Клинтон может предложить содействие США в реализации антитеррористической программы, что будет предусматривать специальные тренинги для спецслужб Азербайджана. Как известно, «борьба с терроризмом» по-американски может носить весьма специфический характер, о чем прекрасно известно, например, в Центральной Азии, - так что соседям Азербайджана в случае реализации подобных программ придется на них соответствующим образом реагировать. Это, разумеется, не прибавит стабильности на южных рубежах России, что прекрасно вписывается в стратегию «управляемого хаоса», при помощи которой США, используя политическую, социально-экономическую, этноконфессиональную нестабильность,  намерены не допустить формирования в Евразии мощного неподконтрольного им блока государств.

Вопросы «борьбы с терроризмом» заняли внимание госпожи Клинтон в Турции, где 7 июня открылся помпезный международный форум, сопредседателями которого стали как раз Вашингтон и Анкара. Как две страны «борются с терроризмом» (при логистическом содействии Грузии), мы предметно наблюдаем в Сирии, и существует мало сомнений, что в ближайшее время «борьба» будет продолжена до полной победы коллективной «Аль-Каиды» - что, кстати, не сулит ничего хорошего, прежде всего, самой Турции...

* * *

По мнению экспертов The New York Times, возвращение Владимира Путина в кресло президента России способно осложнить и без того непростую ситуацию в Закавказье – российский лидер, дескать, стремится увеличить российское влияние на постсоветском пространстве в ущерб НАТО и Европейскому союзу. Раскачивание ситуации вокруг Нагорного Карабаха вместе с новой ролью Грузии на Кавказе может рассматриваться в качестве эффективного средства давления на Россию и Иран (7). Чем дальше, тем больше постсоветское пространство становится экспансией США, намеренных во что бы то ни стало дезавуировать евразийский вектор российской политики. В этой связи наличие и эффективное функционирование альтернативных форматов безопасности, эффективно действующих союзов (с участием России в качестве важного игрока) имеет определяющее значение.

(1) «Политика двойного участия США» в России  // https://www.fondsk.ru/news/2012/01/21/politika-dvojnogo-uchastija-usa-v…
(2) Партнерство водоизмещением в один катер // http://www.kommersant.ru/doc-y/1952352
(3) რას მოასწავებს ივანიშვილთან ამერიკელი მცველების გამოჩენა? // http://geurasia.org/movlena-komentari/ivanishvilis-amerikeli-mcvelebi/
(4) Князев А. Ирано-азербайджанский конфликтный узел // Независимая Газета. 2012. - 4 июня.
(5) Кучера Д. Азербайджан: "Евровидение" и гонка вооружений на Каспии // http://russian.eurasianet.org/node/59367
(6) Joshua Kucera. Proposed Military Sale To Azerbaijan Raises Controversy In Washington // http://www.eurasianet.org/node/65489
(7) Подробнее см.: Виктор Якубян. Предвоенная ситуация в Карабахе: спусковой крючок запустят к октябрю 2012 года? // http://regnum.ru/news/polit/1539684.html