Спор за нефть и газ Южно-Китайского моря

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Тянущаяся второй месяц вялотекущая война нервов между Пекином и Ханоем, спорящих за морские нефтегазовые месторождения, вступила в новую фазу после того, как индийская нефтегазовая компания ONGC объявила, что продолжит геологоразведочные работы на вьетнамском шельфе вопреки угрозам китайской стороны. Речь идёт о шельфе Южно-Китайского моря, где предположительно аккумулировано 30 млрд. тонн нефти и 16 триллионов кубометров природного газа. Конфликт вышел на поверхность после того, как китайская нефтекомпания CNOOC объявила тендер среди иностранных компаний на разработку девяти разведочных блоков в этой акватории, простирающейся на 160.1 тыс. кв. километров.

Эти девять участков, по заявлению главы PetroVietnam До Ван Хау, «расположены глубоко внутри континентального шельфа Вьетнама». МИД Вьетнама расценил приглашение Китая к иностранным инвесторам как угрозу суверенитету. Состоялся обмен резкими дипломатическими нотами.

Действия Пекина продиктованы понятным беспокойством из-за положения на Ближнем Востоке, откуда в Поднебесную поступает основной поток импортных углеводородов. Идет поиск альтернативных источников нефти и газа. В то же время вьетнамцы бурят на разведочных блоках в Южно-Китайском море давно, причем выдали долгосрочные лицензии иностранным партнерам, среди которых фигурируют американская ExxonMobil и российский «Газпром». А это уже - интернационализация конфликта между Пекином и Ханоем.

Китайская CNOOC приглашает зарубежный капитал поделить с ней блоки 128-132 и 145-156, но предыстория вопроса состоит в том, что Газпром с 2007 года приступил к работам на четырех блоках во Вьетнаме в рамках СП с PetroVietnam, а в октябре 2008 года подписал нефтегазовый контракт по блокам 129, 130, 131, 132 континентального шельфа Республики Вьетнам сроком на 30 лет. Недавно, в апреле 2012 года, Газпром и PetroVietnam договорились о вхождении российской монополии в проект по совместному освоению лицензионных блоков 05.2 и 05.3.

Китай выступает в роли догоняющего, но действует масштабно и напористою. В мае CNOOC впервые занялась глубоководным бурением в Южно-Китайское море, обозначила территорию первой нефтедобывающей платформы (стоимостью порядка миллиарда долларов). На начальном этапе освоения китайские добытчики пребывают в прибрежной зоне, но вскоре явно расширят географию поиска.

По всей видимости, помимо Вьетнама, Китаю предстоит выяснение отношений со всеми государствами, которые имеют легальные основания претендовать на запасы этого шельфа, — с Тайванем, Малайзией, Брунеем и Филиппинами. Острова Спратли и Парасельские острова издавна являются предметом территориальных споров. Попытки уладить дело уже предпринимались. Последняя по времени относится к 12 июня, когда на совещании руководителей внешнеполитических ведомств КНР и государств АСЕАН договорились разработать юридически обязывающий свод правил для определения государственной принадлежности островов в этом бассейне.

Несмотря на это, Пекин 23 июня объявил о тендере, что подрывает шансы на успех дипломатического диалога. Возможно, Китай рассматривает предполагаемую договоренность со странами АСЕАН (Вьетнам присоединился к этой организации в 1995 году) по разрешению территориальных споров как слишком отдаленную перспективу, а обеспечивать непрерывный и все возрастающий в объемах поток энергоносителей нужно не завтра, а уже сегодня.

Каждая из сторон может апеллировать к Конвенции ООН о морском праве 1982 года, предусматривающей право государств разведывать и разрабатывать полезные ископаемые на расстоянии до 200 морских миль от берега в статусе исключительной экономической зоны (имеются в виду воды, морское дно и его недра). Неудивительно, что более 100 государств определили свои зоны шириной в 200 миль. В тех случаях, когда эти зоны накладываются друг на друга, спор неизбежен.

Реальный способ преодолеть конфликты - найти компромисс через «размены» или совместную эксплуатацию. Кстати, вьетнамская PetroVietnam и китайская CNOOC уже взаимодействовали, совместно работали над проектами нефтегазодобычи в северной части Тонкинского залива. В целом у PetroVietnam значатся партнерами около 60 иностранных компаний. В разгар нынешнего летнего обострения вьетнамцы снова повторили, что они приглашают китайцев к сотрудничеству, но только в качестве иностранных инвесторов наравне с другими.

В прошлом году произошло противостояние китайских и вьетнамских судов в районе разведочных блоков. Обошлось без жертв, но осадок остался. Попутно продолжалась информационная кампания, показывающая наличие территориального спора между КНР и Вьетнамом. Ханой это отрицает. Его точка зрения — спорить не о чем, это только экономическая зона Вьетнама.

Пекин продолжает давление на потенциальных партнеров вьетнамских нефтяников и газовиков, но прямого давления на «Газпром», например, пока не наблюдается.

В актив пекинской энергетической дипломатии можно занести то, что British Petroleum (BP) вняла уговорам и не стала рисковать — отказалась от участия в геологоразведочных работах в Южно-Китайском море. Однако американская ExxonMobil её примеру не последовала.

В этом свете решение индийской ONGC не отступать под угрозой ухудшения отношений с Китаем и продолжить сотрудничество с Вьетнамом на блоке 128 выглядит актом холодной войны за энергоресурсы. В 2011 году Китай предупредил ONGC: ее разведывательная деятельность на вьетнамском шельфе нарушает суверенитет КНР и потому является незаконной. В мае 2012 года замминистра нефтяной промышленности Р.П.Н. Сингх заявил в парламенте, что ONGC выйдет из проекта по причине его «коммерческой нецелесообразности». И вот разворот на 180 градусов.

Впрочем, похоже, что индийцы застраховались от ухудшения отношений с китайцами: в июне ONGC подписала меморандум с китайским нефтегазовым гигантом CNPC о совместных поисках ресурсов в третьих странах и расширении сотрудничестве в переработке нефти и газа, строительстве и управлении трубопроводами и т.д. Быть может, имеет место взаимозачет интересов, но не исключена и более крупная игра.

Здесь надо учесть два обстоятельства: во-первых, у Индии давний территориальный спор с Китаем по поводу границы, проходящей по Гималаям. Во-вторых, в последние годы Индию тонко обхаживают страны Запада, особенно США, с очевидной целью превратить ее в фактор «сдерживания» Китая.

Возможно, что решение столбить место на вьетнамском шельфе было принято не самой ONGC (она является государственной компанией), а на уровне индийского политического руководства и с подачи США. Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов уверен, что «американцы целенаправленно делают так, чтобы были проблемы у тех стран, откуда Китай получает нефть. Иран, Судан, Ливия, некоторые другие страны. Смысл их действий на шахматной доске — сузить противнику поле для маневра. То есть перекрыть источники поставок нефти в Китай».

Это означает, что в случае лобового столкновения за энергоресурсы, затрагивающего напрямую интересы самой крупнейшей в мире энергетической компании ExxonMobil, Вашингтон будет действовать решительно. Не случайно Барак Обама объявил о смещении акцентов во внешней политике США на Азиатско-Тихоокеанской регион. С учетом имеющихся у США соглашений о военной помощи Японии и Тайваню, американцы станут действующими лицами любых дипломатических сшибок и тем более вооруженных провокаций.

Понятно также, что география потенциального конфликта вряд ли ограничится Южно-Китайским морем. За примерами далеко ходить не надо. Обнаруженные у побережья Израиля месторождения природного газа стали объектом притязаний Ливана. Как следствие, один из командующих ВМС Израиля заявил: «Зона, которую нужно оборонять, огромна. Стратегия заключается в том, чтобы наращивать там наше военное присутствие и увеличивать средства сдерживания. На кону стоят стратегические интересы Израиля, и правительство прекрасно это понимает». Как поясняет французская «Трибюн», «Израиль, еще не начав разрабатывать огромные месторождения природного газа, обнаруженные у его берегов, усиливает военную группировку, которая должна защищать их от атак средиземноморских соседей». Для оценки масштаба проблемы: акватория, которую предполагается защищать, составляет 44 тысяч квадратных километров, что вдвое превышает территорию Израиля.

А еще в Восточном Средиземноморье тлеет конфликт вокруг запасов углеводородов на шельфе Кипра. На них претендует Турция - на основании того, что они располагаются в экономической зоне никем не признанной (кроме Анкары) «Турецкой республики Северного Кипра».

…По мере истощения старых залежей углеводородного сырья и неуклонного удорожания разработки новых месторождений конфликты вокруг права собственности, в том числе и на спорные участки, становятся рутиной. Множатся случаи, когда в ход пускается оружие. Случаются и осуществляемые с санкции политического руководства отдельных государств рейдерские захваты. Потребности нефтегазовой энергетики всё больше определяют ход мировой политики.