Продолжая сизифов труд вымарывания истории Украины как части Российской империи, Украинский институт национальной памяти (УИНП) выдал на-гора список лиц и событий, «содержащий символику российской имперской политики», или «запретный список».
В него внесены лица, способствовавшие «глорификации Российской империи» за весь период ее существования вплоть до 1917 года. Причем туда включили многих известных исторических деятелей, невзирая на то, откуда они родом и чем отличились на службе Отечеству: писатели и композиторы, мореплаватели и военные, государственные деятели и народные лидеры.
Например, в списке значатся великие русские поэты Александр Пушкин и Михаил Лермонтов, Нобелевский лауреат по литературе Иван Бунин, писатели Иван Тургенев и Константин Аксаков, литературный критик Виссарион Белинский и драматург Александр Грибоедов.
К ним также добавили известных русских мореплавателей Дежнева (открывшего Берингов пролив между Евразией и Америкой) и Беллинсгаузена (первооткрывателя Антарктиды), художника Василия Сурикова, а также композиторов Модеста Мусоргского (за оперу «Борис Годунов») и Михаила Глинку (за оперу «Иван Сусанин»). Кстати, герой оперы Иван Сусанин тоже оказался под запретом на Украине. Видно, поляки попросили добавить, чтобы их вдруг опять не завели куда-то.
Герои народного ополчения в период Смутного времени Минин и Пожарский, царь Борис Годунов и ученый Михаил Ломоносов – в Киеве решили запретить их всех.
В списке также оказался царский род Романовых за триста с лишним лет династии и предводитель восстания Емельян Пугачев, объявлявший себя Петром Третьим в 1772 году. Боровшиеся с царизмом декабристы (включая руководителя Южного общества Пестеля), бунтовавшие в 1825 году против Николая Первого, также вошли в указанный перечень.
Вместе с ними там оказались генералиссимус Александр Суворов, генерал-фельдмаршал Кутузов, адмиралы Нахимов и Ушаков, «царский сатрап» фельдмаршал Иван Паскевич (кстати, уроженец Полтавы), а также российский полководец и грузинский князь Багратион (все равно с Грузией украинцы совсем разругались).
Создатель Черноморского флота князь Григорий Потемкин-Таврический, присоединивший к Российской империи Крымский полуостров и территории Новороссии, часть которых сейчас входит в состав РФ, а часть – пока еще под контролем киевской власти, также стал запрещенным на Украине. В список внесли и руководителя восстания 1905 года на Черноморском флоте Петра Шмидта (известного читателям «Золотого теленка» как «лейтенант Шмидт»).
«Запретных» исторических событий всего два: Полтавская битва 1709 года (все помнят о предательстве Мазепы) и Бородинская битва 1812 года (против пришедшей с агрессией в Россию «объединенной» Наполеоном единой Европы).
Такое впечатление, что в УИНП каким-то чудом попал учебник Истории России, и его сотрудники выписывали из него имена и события, чтобы включить их в свой «запретный список».
Все попавшие в него лица, согласно решению УИНП, подлежат «устранению из публичного пространства». Непонятно, что конкретно имеют в виду киевские русофобы. Ведь публичное пространство касается не только названий улиц и площадей, установленных памятников и мемориальных досок, но и книг, музыкальных записей, репертуаров театров и многого прочего.
Дабы случайно не запретить тех исторических лиц, которых в Киеве считают «проукраинскими», УИНП опубликовал еще один документ, содержащий перечень лиц и событий времен Российской империи, которые являются исключением из «запрещенного списка».
В нем оказались писатели Николай Гоголь, Антон Чехов и Николай Некрасов, художники Иван Айвазовский, Александр Врубель, Карл Брюллов и многие другие. Исключение для них сделали из-за их роли в развитии украинской культуры, связей с Украиной или оппозиционность властям Российской империи, как у Александра Герцена.
Довольно странно, ведь как писал основатель СССР Владимир Ленин, «декабристы разбудили Герцена», который «развернул революционную агитацию». При этом Герцена в Киеве разрешили, а декабристов – запретили!
Аналогичная ситуация с Мусоргским, который написал не только «Бориса Годунова» по Пушкину, но и оперу «Сорочинская ярмарка» по Гоголю. В итоге Гоголя разрешили (никто и не сомневался), а Мусоргского запретили!
А вот адмирала Осипа Дерибаса – строителя Одессы (так же как ряд ее градоначальников) оставили в «разрешенном списке». Иначе сложно было бы объяснить, кем был создан и управлялся этот русский город, оказавшийся в 1991 году на территории Украины.
Достаточно сложно понять, почему в «разрешенном списке» значатся физиолог Павлов, теоретик освоения космоса Циолковский и изобретатель радио Попов, которые не имеют никакого отношения к Украине. Никто из них не родился и не работал на территориях, которые после развала СССР стали украинскими. Скорее всего, эти «исключения» связаны с желанием УИНП назвать украинцами тех, кто имеет к Украине даже какое-то опосредованное отношение.
Например, известного русского мариниста армянского происхождения Айвазовского называют в Киеве «украинским художником» за счет того, что он родился и жил в крымской Феодосии. Если кто сомневается, достаточно поискать в интернете.
Интересно, что 200-летний юбилей писателя Гоголя, отмечавшийся в 2009 году, был предложен для внесения в список памятных дат ЮНЕСКО совместно двумя странами – Украиной и Россией. Тогда Киев и Москва согласились, что Николай Гоголь – «драматург, сатирик, основоположник так называемого критического реализма в русской литературе», который «является самым знаменитым русским писателем украинского происхождения».
Сомневаюсь, что такое решение было бы принято, если бы юбилей пришелся на 2020-е годы. Да и вряд ли бы сейчас Киев согласился назвать Гоголя русским писателем.
Опубликованные УИНП списки, как указывается в их текстах, не являются окончательными. Они будут изменяться и дополняться лицами и событиями советского и других периодов русской истории.
Нужно отметить, что таких широко известных в мире классиков русской литературы, как Толстой и Достоевский не внесли ни в первый, ни во второй списки. То ли побоялись, что их появление в «запретительном списке» покажет низкий уровень культурного развития украинских националистов. То ли испугались, что их включение в «разрешительный список» приведет к популяризации русской культуры путем изучения многих известных произведений, среди которых «Война и мир», «Преступление и наказание» или «Идиот». Название последнего, кстати, очень хорошо характеризует составителей этих списков.
Как отметил бывший депутат Верховной рады Олег Царев, «некоторые участники “белого” списка, попадут в итоге в “черный” – добровольные деколонизаторы бросятся изучать творчество и биографию попавших туда людей, и наверняка найдут у многих нечто крамольное для Киева».
К тому же в процессе «устранения из публичного пространства», которого требует УИНП, ничто не мешает местным властям «переименовать, скажем, улицу Чехова в улицу очередного бандеровца или азовца».
Осталось понять, собирается ли киевский режим запретить всю русскую историю, включая Киевскую Русь и ее князей. Тогда пропагандируемая УИНП «украинская история» может скукожиться до последних 34 лет или вообще исчезнуть.