Найдут ли США выход из афганского тупика

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Президент США Барак Обама несколько дней назад подписал распоряжение о создании в Государственном департаменте временной структуры - Управления стратегического партнерства с Афганистаном и Пакистаном. Объявлено, что цель такого шага - достижение примирения между афганским правительством и движением «Талибан» при посредничестве Пакистана после вывода  войск США и НАТО. После 12-летней оккупации Афганистана США, не сумев одержать победу над талибами, возвращаются в исходную точку, и вопрос о том, кто будет управлять Афганистаном, стоит вновь. Вашингтон вынужден признать, что без «Талибана» обеспечить мир в стране невозможно, нужно делить власть с талибами.

Решение этой  задачи явно запоздало.  Стратегического плана у творцов американской внешней политики нет, а предпринимаемые усилия плохо скоординированы с аналогичными шагами афганского правительства. У Вашингтона и Кабула нет единого понимания, где, в чём и насколько возможен компромисс с «Талибаном». И сейчас, похоже, создание новой структуры в Госдепе - это тактический ход администрации Обамы, озабоченной тем, как, договорившись с талибами,  обойтись минимальными потерями при выводе из Афганистана контингента Международных сил содействия безопасности (МССБ). Само по себе стабильности Афганистану это не принесёт.

Во-первых, командование МССБ внушает всем, что переходный процесс в Афганистане развивается нормально. Однако этот оптимизм ни на чём не основан. Вариант дальнейшего развития Афганистана без участия «Талибана» для Вашингтона наиболее предпочтительный, но и самый опасный, неизбежно ведущий к широкомасштабному восстанию после вывода войск международной коалиции. Национальное примирение должно основываться на более широком спектре социально-политических сил, чем правительство Афганистана, с одной стороны, и талибы - с другой. 

Во-вторых, очевидно, что до вывода войск расчёты на военную победу над талибами руками афганских сил безопасности оснований под собой не имеют. Власть талибов установлена над значительной территорией страны. В прошлом году в числе двенадцати провинций с наибольшим количеством столкновений были Гильменд, Кандагар и Урузган (южный регион), Газни, Пактика и Хост (юго-восточный регион), Нангархар и Кунар (восточный регион), Герат и Фарах (западный регион), а также Кабул и Вардак (центральный регион). По данным афганской НПО «Бюро безопасности» (ANSO), в южных, юго-восточных и восточных регионах образовалось практически сплошное поле боя. Там зарегистрировано 70% всех случаев нарушения безопасности. Здесь в 2012 году насчитывалось более 10 тысяч нападений повстанцев и более 2500 убитых мирных граждан. В 2013 году был отмечен рост боестолкновений на 44 %, а число погибших увеличилось на 63%, среди которых абсолютное большинство (73%) составляют жители этих районов.

В-третьих, сообщения об отсутствии талибов в северо-западных и западных районах Афганистана также не соответствуют действительности. Талибы и там значительно восстановили свое влияние в последние годы. Так, если к началу 2009 года военное присутствие талибов отмечалось на 62% территории страны, то к началу 2010 года – на 82%. К началу 2014 года практически нет ни одной провинции, где бы не было представителей и боевых групп «Талибана». Лидер талибов мулла Омар, назначая теневых губернаторов в 30 из 34 провинций Афганистана, не забывает о севере и северо-западе страны. Особенно тревожна ситуация на севере Афганистана, в провинциях Кундуз, Тахар и Бадахшан, где общая численность боевиков различных вооруженных группировок – «Талибана», «Хизб-и-Ислами», «Хизбут Тахрир» и других – достигла 10 тыс. человек.

В-четвертых, американцы и их союзники на протяжении всего своего пребывания в Афганистане не уделяли серьезного внимания формированию новых руководителей, сделав упор на создание силовых ведомств и отдав формирование правительственных структур на откуп Карзаю. Сейчас в Вашингтоне говорят об этом как об ошибке. Коррупция, кумовство, произвол серьезно подрывают эффективность афганского правительства в глазах населения, не забывающего о его марионеточной природе.

В-пятых, для религиозных меньшинств страны проамериканское руководство Афганистана не стало альтернативой талибам с их религиозной нетерпимостью к конфессиональным меньшинствам. Афганская конституция установила ислам  официальной религией; другие религии разрешены, но на практике всё осталось, как и при власти талибов. Афганские шииты, например, не защищены от насилия и преследований. Они подвергаются дискриминации со стороны пуштунского суннитского большинства, сталкиваются с притеснениями,  не имеют равного доступа к государственной службе, лишены права обучать детей в своих школах, подвергаются словесному и физическому насилию в общественных местах. 

В-шестых, присутствие 160-тысячного контингента иностранных войск в стране не стало гарантией безопасности простых афганцев. Талибы по-прежнему организуют нападения террористов-смертников в общественных местах, включая гражданские правительственные учреждения, многолюдные рынки, мечети, места проведения свадеб и собраний племенных лидеров. Террористические акты влекут за собой огромные потери среди гражданского населения. Число убитых и пострадавших от нападений в 2013 году возросло на 57% по сравнению с 2012 годом и на 800% по сравнению с 2011 годом. 

В-седьмых, американцы самоустранились от защиты своих сторонников в рядах афганских властных структур. За последние два года в условиях отказа МССБ от активного боевого участия в конфликте сократилось число наземных столкновений правительственных сил с антиправительственными формированиями и увеличилось количество убийств должностных лиц, в первую очередь, связанных с режимом Карзая. В списке потенциальных жертв талибов числятся высокопоставленные правительственные чиновники, генералы и старшие офицеры министерств обороны, разведки и внутренних дел, руководители провинций. В 2013 году количество должностных лиц, ставших жертвами нападений, возросло почти на 30% по сравнению с 2012 годом.

Наконец, США и НАТО неоправданно пренебрегают ролью региональных государств в обеспечении мира в Афганистане. Россия интересует США и НАТО как транзитная страна, обеспечивающая диверсификацию транспортных перевозок в Афганистан и из него. Опасаясь повышения роли Москвы в афганских делах, американцы готовы поддержать лишь отдельные проекты России в отношении Афганистана, не затрагивающие западные стратегические интересы (совместная борьба с наркотрафиком, предотвращение роста исламского терроризма, экономическая помощь). Проигнорированы американцами и потенциальные возможности Китая, имеющего союзнические отношения с Пакистаном, стратегическое партнерство с Москвой и играющего ключевую роль в Шанхайской организации сотрудничества. Иран, имеющий традиционно сильное влияние на значительную часть населения Афганистана, также оказался за рамками американской политики. В отношении государств Центральной Азии планируется теснее привязать их к интересам США, вплоть до перемещения на территорию некоторых из них из Афганистана военных баз НАТО. 

Задачи обеспечения безопасности на Северном Кавказе и в союзных России государствах Центральной Азии сделали для Москвы приоритетным в Афганистане противодействие, прежде всего, угрозам экстремизма и международного терроризма. Сотрудничество РФ с США и НАТО по афганскому вопросу осталось едва ли не единственным направлением в отношениях между Москвой и Западом, где до сих пор между сторонами не было принципиальных разногласий. Это не значит, однако, что Запад может и далее испытывать терпение Кремля неспособностью найти выход из военного и политического тупика, возникшего в результате неэффективности действий Западной коалиции по обеспечению мира в Афганистане…