Украина как повод к энергетической войне США против России

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

После того как выяснилось, что экономические санкции против России ударят и по Евросоюзу, и по США, на Западе началась проработка другого плана «наказания» России, суть которого в том, чтобы обрушить мировой рынок энергоресурсов. Когда Обама пообещал организовать прямые поставки газа из Нового в Старый Свет, многие расценили это как начало энергетической войны против России.  

26 марта в комитете палаты представителей конгресса США по международным делам состоялось обсуждение проблемы использования в противостоянии с Россией геополитического потенциала американской энергетики.  Конгрессмены потребовали от администрации США «пересмотреть парадигмы и стратегии, которые ограничивают экспорт энергоносителей», чтобы сократить российское присутствие в Восточной Европе, которое они рассматривают как «геополитическую угрозу». Поражение США в Крыму, по мнению председателя комитета республиканца Эдварда Ройса, показало, что, сохраняя свое энергетическое преобладание в Европе, Москва «парализовала» американскую политику в отношении Украины. Политиков в Вашингтоне не устраивает, что мир уже не видит в американцах прежней силы, а авторитет президента США упал. Решить эту проблему, считает Эдвард Ройс, можно лишь путем ослабления России, а самым болезненным для российской экономики станет вытеснение Москвы с традиционных рынков экспорта газа и обвал цен на нефть… 

Украинский кризис рассматривается как основание для разработки новой стратегии США, а воссоединение Крыма с Россией – как повод для объявления Москве энергетической войны. Еще в 2007 году конгресс США принял «Акт об энергетической дипломатии и безопасности», определяющий меры по снижению зависимости Украины и Грузии от импорта нефти и газа из России. В этом документе рассматриваются различные варианты санкций против Москвы, вплоть до введения экономической блокады и эмбарго на импорт российского газа и нефти в Европу. Американцам был нужен повод, над созданием которого они работали все эти годы. Как теперь известно, с момента провозглашения украинской независимости в 1991 г. США истратили более 5 млрд. долларов на то, чтобы вывести Украину из сферы влияния России. Судьба народа Украины американцам безразлична, но для них важно то, что по украинской территории проходят 40 000 км газопроводов, перерезав которые можно блокировать поставки российского газа в Европу.

Разговоры о скором исчезновении зависимости Европы от традиционных энергоресурсов ведутся многие годы, однако более половины своих энергетических нужд Евросоюз по-прежнему удовлетворяет за счет импорта. До 2050 года 25 % потребности Европы в энергии будет удовлетворяться за счет газа, а стоимость импорта горючего к 2030 году достигнет примерно 500 миллиардов евро. С 2011 года Россия является первым экспортером энергии в Европу, опережая в этом Норвегию, Алжир и другие страны. Литва, Латвия, Эстония, Финляндия, Чехия, Словакия и Болгария зависят от российского газа на 100 %. Даже Германия, где доля российского газа составила в прошлом году всего 28 %, зависит от него настолько сильно, что пока не может позволить себе сокращать зависимость большими темпами, хотя и пытается сделать это в течение многих лет. Претендентов на замену российского газа немного, сейчас чаще других называют США, Катар и Иран.

Поставки газа из США в Европу - это долгосрочная перспектива, и ожидать скорого прихода американского газа в Европу не стоит. «Сланцевый бум» в США пока оказывает на европейские газовые рынки незначительное воздействие. Другое дело, что добыча дешевого газа из сланцев позволила Америке снизить потребление угля, и этот уголь пошел в Европу. По прогнозам, к 2015 году только в Германии будут закрыты газовые электростанции совокупной мощностью в 10 ГВт и открыты угольные на 7 ГВт. Здесь Европа вынуждена отказываться от своих экологических стандартов и от многолетней борьбы за снижение выбросов парниковых газов. 

Принимая американский газ, европейцам придется нести и серьезные финансовые потери. Доставить американский газ в Европу можно только по морю. Необходимой для транспортировки сжиженного природного газа (СПГ) инфраструктуры в Германии, к примеру, нет совсем. Станут ли немцы строить терминалы стоимостью более 5 млрд. долларов в интересах энергетической стратегии США? Однако и в случае решения о переходе на СПГ из Америки первые крупные поставки могут быть начаты не ранее чем через 5-6 лет. Лицензии, выданные властями США американским компаниям, позволят к 2020 году нарастить поставки в Европу до 60–70 млрд. кубов, а европейцы в 2013 году потребили газа почти в десять раз больше. В том же году российский газ составил почти 30 % европейского потребления. Так что американские 10 %  проблему не решат. Увеличить квоты на экспорт для американцев означает значительно поднять цены на газ внутри страны, а дорогой газ на внутреннем рынке сделает промышленность и энергетику США не конкурентоспособными. Нет у Америки и шансов сыграть на понижение в борьбе за цены с «Газпромом». 

И по ценам, и по объему альтернативу российскому газу могли бы представить новые трубопроводы в Европу из Ирана, имеющего сопоставимые с Россией запасы голубого топлива. Однако главным препятствием, для того чтобы иранский газ пошёл в Европу, является конфронтация Вашингтона с Тегераном, в котором Евросоюз принял сторону американцев. В дополнение к уже действующим не один год санкциям, запрещающим инвестиции в иранскую газовую промышленность, ЕС ввёл эмбарго на поставки природного газа из Ирана. Это решение касается импорта, приобретения и транспортировки газа, а также финансирования и страхования деятельности, связанной с газовой отраслью. До отмены газовой блокады Ирана любые рассуждения на тему иранского газа для Европы  лишены смысла, но даже и после отмены санкций политическое решение о трубе из Ирана проблематично. В затеваемой Соединёнными Штатами энергетической войне против России рассматривать Тегеран в статусе своего союзника у американцев пока нет оснований. 

Заигрывание Запада с Ираном преследует цель подтолкнуть Тегеран к большим уступкам в вопросе о ядерном досье, добиться отказа иранцев от поддержки Башара Асада и отступления по другим позициям в регионе. В Иране понимают это. Тегеран не станет жертвовать добрыми отношениями с Москвой в обмен на обещания Запада. Во время недавнего визита в Тегеран Кэтрин Эштон иранский министр нефти Намдар Зангене выдвинул Европе три условия: 1) отмена всех экономических санкций против Ирана; 2) финансирование строительства трубопроводной структуры европейскими инвесторами; 3) Иран сохраняет за собой право согласовывать свою ценовую политику с Россией. Начав сотрудничество в топливно-энергетической сфере, Москва и Тегеран вполне способны договариваться по всем вопросам, чего нельзя сказать об американо-иранских отношениях.

Что касается Катара, то оттуда  доставляется сейчас более четверти потребляемого в странах ЕС сжиженного газа, но значение этого фактора для энергообеспечения Европы преувеличено. Объемы поставок катарского газа хотя и понижают конкурентоспособность российского сырья, но пока незначительно. А в перспективе Катар отдаёт предпочтение не Европе. В этом году ожидается снижение объемов поставок катарского газа для стран ЕС. В стратегии Дохи доминируют долгосрочные контракты с государствами Азии и Южной Америки, для их реализации понадобятся большие объемы сырья. Кроме того, тянуть трубу из Катара в европейском направлении нужно через Сирию и Ирак, нестабильность которых практически исключает иностранные инвестиции в строительство. Очевидно, что втягивание и Катара в энергетическую войну против России американцам придется отложить на долгие годы.

Другие материалы