Кризис украинской государственности

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

2 ноября в двух республиках Новороссии – Донецкой и Луганской – прошли выборы представителей исполнительной и законодательной власти. Один тот факт, что выборы, несмотря на сопротивление Киева, состоялись, является решающим для понимания ситуации на Украине и вокруг неё. 

Выборы в ДНР и ЛНР прошли при высокой явке избирателей: в ДНР - около 85%; в ЛНР - порядка 68,70%. Для сравнения: во время парламентских выборов 26 октября на Украине явка избирателей с учётом всех приписок и фальсификаций едва превысила 50%.

Во время голосования в ДНР и ЛНР наблюдатели не зафиксировали никаких подозрительных манипуляций с избирательными бюллетенями. Подсчёт голосов состоялся без задержек и в срок; главы избирательных комиссий не исчезали вместе с протоколами, как это было на Украине. 

За ходом выборов в Новороссии следили международные наблюдатели. «Я не зафиксировал никаких нарушений, - говорит член группы наблюдателей, депутат Европарламента от Франции Жан-Люк Шефхаузен, наблюдавший за выборами в ДНР. - Фактически власть легитимизировала себя. Как и на Украине после переворота. В Европарламенте, к сожалению, доминирует одна точка зрения. А я в прошлом теолог, поэтому прислушиваюсь ко всем точкам зрения».

Другой наблюдатель, представитель Ассоциации по безопасности и сотрудничеству в Европе (АБСЕ) Эвальд Штадлер, заявляет: «Я давно являюсь наблюдателем на выборах, но еще никогда в своей жизни не видел таких очередей в избирательные участки. Люди ожидали своей очереди больше часа… И я считаю, что результат выборов в ДНР будет отражать волю людей. Я призываю Евросоюз признать это волеизъявление». 

 Выборы 26 октября на Украине и выборы 2 ноября в двух республиках Новороссии, признание этих выборов Россией – одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН – стали ещё одним шагом на пути появления в Восточной Европе новой геополитической реальности. Исходной точкой этого процесса явился государственный переворот в Киеве 22 февраля 2014 года, осуществлённый силами националистов при поддержке неофашистских элементов. Отказ русского населения юго-востока Украины (культурно-историческая область Новороссия), и в первую очередь Донбасса, признать переворот, референдумы 11 мая, на которых подавляющее большинство населения в Донецке и Луганске проголосовали за государственную самостоятельность самопровозглашённых Донецкой и Луганской республик, организованные 25 мая выборы президента Украины, из которых Донбасс был исключён, борьба повстанцев ДНР и ЛНР за свободу от неконституционного киевского режима – всё это закрепило очертания новой реальности. Проведённые порознь в двух частях Украины выборы окончательно развели в политико-правовом аспекте население Новороссии и государство Украина. 

После завоевания в вооружённой борьбе фактического суверенитета Новороссия, проведя самостоятельные выборы, стала распоряжаться этим суверенитетом на деле. Воля народа Донетчины и Луганщины заявлена открыто, и попытки игнорировать её ничего не дадут. 

Специалист по международному праву, бывший заместитель Генсека ООН Сергей Орджоникидзе разъясняет, что с точки зрения международного права легитимно то правительство, которое эффективно руководит своей территорией, вне зависимости от статуса, приписываемого ему извне. «На сегодняшний день ДНР и ЛНР де-факто являются независимыми республиками, на которых не распространяется право Украины. В основе этого — итоги референдума, который был проведен в республиках 11 мая и на котором люди высказались за независимость. Поэтому выборы 2 ноября — это логическое продолжение правового строительства двух самопровозглашенных республик».

Становление суверенитета республик Новороссии - это одновременно и прекращение существования украинского государства в тех границах, в которых оно пребывало с момента распада СССР в декабре 1991 года после превращения Украинской ССР в независимое государство. Ответственность за фактически начавшийся самораспад Украины полностью лежит на киевском режиме и его западных покровителях. Люди, олицетворяющие ныне киевский режим, сначала нарушили международные договорённости от 21 февраля о комплексе мер по урегулированию политического кризиса (одним из пунктов этих договорённостей было проведение президентских выборов на Украине в декабре 2014 года), организовав свержение законного президента. Затем, отказавшись вести диалог с общественными активистами и гражданским обществом Донбасса, фактически вытолкнули республики Новороссии из пределов Украины. И это - на фоне националистической истерии о «возвращении Донбасса» и «борьбы с террористами». 

Логика подобных шагов понятна в контексте попыток режима укрепить военную организацию украинского государства и милитаризировать переживающую глубокий кризис экономику страны. Режим по-прежнему надеется найти выход из кризиса украинской государственности при помощи силы. Об этом говорит и решение президента Порошенко отменить закон об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, то есть на территории, контролируемой повстанцами. Фактически это выход из Минских договорённостей, далее по логике должно последовать возобновление Киевом военных действий против ДНР и ЛНР. 

Советник главы СБУ Маркиян Лубкивский заявляет: «Мы можем выиграть эту войну по хорватскому сценарию». Лубкивский имеет в виду операцию «Буря», которую хорватская армия провела в августе 1995-го, ликвидировав за считаные дни самопровозглашенную республику Сербская Краина, существовавшую четыре года при поддержке Белграда. Напомним, что хорваты учинили в отношении краинских сербов полномасштабную этническую чистку. «Окончательное решение» проблемы Донбасса путём избавления от местного – русского – населения видится «европейскому Киеву» вполне естественным. 

Порошенко и его окружение всё ещё не хотят понимать, что шансов на военную победу над Новороссией у них нет. Скорее в случае возобновления военных действий у повстанцев есть шансы вернуть себе территории, которые они контролировали на конец июня, а возможно и поднять восстание против режима в соседних промышленных районах.