Продолжит ли Анкара игру за спиной Баку в газовом вопросе

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Запасы нефти в Азербайджане постепенно истощаются, зато газовая отрасль этой республики имеет неплохой потенциал роста. В январе-октябре 2014 года добыча газа в Азербайджане составила 15,5 млрд кубометров против 14,62 млрд кубометров в январе-октябре 2013 года. Правда, до намеченного азербайджанским правительством уровня производства в 31 млрд куб. м к 2026 году пока далеко, но за семь лет со времени начала эксплуатации в 2007 году газопровода Баку – Тбилиси – Эрзурум Азербайджан поставил двум своим главным покупателям - Турции и Грузии - соответственно 30 млрд. и 4 млрд. куб. м природного газа. 

Тем более неожиданным для Баку стало то, что проблемы в сфере азербайджанского газового экспорта стал создавать тот партнёр, сюрпризов от которого ждали меньше всего. Министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз заявил, что его страна откажется от принципа «бери или плати» при поставках газа из Азербайджана. Анкара уже отказалась от такого взаиморасчёта с российским «Газпромом», а до конца года намерена сделать то же самое в отношениях с Ираном. Пересмотр схемы «бери или плати» в отношениях с Госнефтекомпанией Азербайджана (ГНКАР) Турция хочет завершить в 2015 году. 

Турецкая сторона уже не раз выражала своё намерение отказаться от неудобного для неё принципа, когда покупатель платит независимо от того, выбирает ли он оговоренные контрактом объёмы газа или нет. В ГНКАР пока отговариваются тем, что никаких переговоров по поводу отказа от действующего принципа «бери или плати» между турецкими и азербайджанскими компаниями не ведётся. Получается, что в двусторонней коммерческой схеме покупатель газа (Турция) просто ставит в известность о своём решении продавца (Азербайджан). По мнению азербайджанских аналитиков, начинают сбываться опасения, связанные с тем, что превращение Турции в крупный энергетический хаб позволит ей диктовать партнёрам свои условия. Одновременно Анкара добивается и снижения цен на поставляемый в Турцию азербайджанский газ. Вполне возможно, что в будущем турки так же легко смогут отказаться от заранее оговоренных объёмов поставок газа. 

При этом планы Турции простираются намного дальше западного берега Каспия. Анкара с завидным упорством лоббирует проект переброски туркменского газа посредством Транскаспийского трубопровода на рынки Европы. В ходе визита президента Турции Реджепа Эрдогана в Туркмению 6-7 ноября турецкий лидер подчеркивал важную роль его страны в транспортировке природного газа Азербайджана и Туркменистана на Запад. Мы придаём большое значение выводу центральноазиатского газа на европейские рынки через территорию Турции, для чего и был дан старт проекту Трансанатолийского газопровода (TANAP), заявил Эрдоган. 

В завершение переговоров Эрдогана в Ашхабаде между государственным концерном Туркменгаз и турецкой компанией Atagaz был подписан рамочный контракт купли-продажи. Его условия сохраняются в тайне. Впрочем, общую картину газовой политики Турции в бассейне Каспийского моря можно воссоздать и без этого. Турецкая компания BOTAS увеличила свою долю в проекте TANAP до 30%. Параллельно Анкара мягко принуждает своих азербайджанских партнёров к отказу от принципа «бери или плати», на котором строился все последние годы азербайджанский газовый экспорт в Турцию. Кульминацией же турецкой стратегии по завоеванию господствующих позиций энергетического хаба на пути из Центральной Азии в Европу должно стать соединение TANAP с трубой, которую хотят проложить по дну Каспия. Анкару при этом не беспокоит ни отсутствие реальных возможностей сдвинуть проект Транскаспия с мёртвой точки, ни дефицит излишков голубого топлива у Ашхабада, ориентированного на китайский рынок. Главное – заявка на роль незаменимого партнёра Европы в газовых сделках. 

В Баку тем временем довольно самоуверенно внушают себе и другим представление об исключительной роли Азербайджана как поставщика газа Старому Свету. После визита Эрдогана в Ашхабад и подписания там турецко-туркменского соглашения по газу азербайджанский лидер Ильхам Алиев направился в Венгрию. 11 ноября в интервью Венгерскому национальному телевидению он заявил, что Азербайджан может стать «надёжным газовым источником для европейских потребителей по меньшей мере в течение ста лет».

В реальности, однако, в Баку всё лучше понимают условность союзнических отношений с Анкарой, когда в дело вмешиваются коммерческий интерес и геополитические планы турецкого государства. И не только понимают, но и стараются сбалансировать активность Турции на туркменском направлении. Если Анкара продолжит игру за спиной Баку, принуждая азербайджанскую сторону к уступкам по заключённым ранее газовым контрактам, то альтернатива у Азербайджана есть. За два дня до визита Эрдогана в Ашхабад в Госнефтекомпании Азербайджана заявили о восстановлении в 2015 году экспорта газа в Россию, приостановленного по техническим причинам в августе сего года. Укрепляя связи с Москвой, Баку может успешно противостоять возрастающему давлению Турции в газовом вопросе.