Выйдет ли Африка из состава Международного уголовного суда?

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Новым председателем Африканского союза (АС) избран президент Зимбабве Роберт Мугабе. Готовящийся отметить свой 91-й год рождения Р.Мугабе уже давно является костью в горле Запада, а его страна много лет находится под западными санкциями, и на главу государства наложены ограничения на въезд в страны Европы. После избрания Мугабе на должность председателя АС Евросоюз снял некоторые из этих ограничений. Кроме того, АС принял решение по поводу Международного уголовного суда (МУС). Государства-члены Африканского союза решили создать свой суд, который бы рассматривал дела о нарушениях прав человека и международных преступлениях.

Наибольшее внимание привлекло решение о возможном выходе стран африканского континента из Статута Международного уголовного суда. О подготовке этого решения было известно заранее, и руководство МУС попыталось предотвратить столь радикальный поворот. Так, в декабре 2014 г. судебная палата по делу президента Кении Ухуру Кениатты потребовала от прокурора МУС либо назначить дату начала процесса, либо снять все обвинения. И прокурор была вынуждена снять обвинения, так как никаких реальных доказательств в отношении У.Кениатты не было. Никаких реальных доказательств вины у МУС не было или нет и в отношении ливийского лидера М.Каддафи, и в отношении президента Кот-д’Ивуара Л.Гбагбо, и в отношении президента Судана О.аль-Башира. Все эти дела возбуждались не для проведения процесса, а с целью оказания давления на глав государств. Кстати, можно вспомнить, что уже на первом судебном процессе в МУС (на процессе Томаса Лубанги из Конго) первый же свидетель обвинения прямо в зале суда признался, что дал ложные показания по указке прокуратуры.

Непосредственно перед саммитом Африканского союза МУС решил показать, что с ним можно договориться и предпринял попытку замирения. И сделал это суд с главным застрельщиком выхода стран Африки из МУС – президентом Уганды Й.Мусевени. На протяжении десяти (1) лет (!) Международный уголовный суд никак не мог арестовать ни одного из пяти обвиняемых по делу лидеров «Армии освобождения Господа». 24 января «неожиданно» один из обвиняемых по делу Доминик Онгвен «добровольно сдался» и уже через день предстал перед судом. (2). Кстати, такого рода фокусы показывают, что МУС вполне может арестовать любого обвиняемого, но не делает это умышленно.

Борьба за сохранение Африки в составе Международного уголовного суда ещё предстоит. В период до следующего саммита Африканского союза в июне 2015 г. можно ожидать как предложений о новых компромиссах, так и новой демонстрации силы.

Всё более явно демонстрация силы производится в Нигерии, где 14 февраля состоятся всеобщие выборы, в том числе выборы президента страны. 2 февраля прокурор МУС Ф.Бенсуда бесцеремонно вмешалась в избирательную кампанию в Нигерии, призвав население страны сделать «разумный выбор». Эта расплывчатая фраза имеет вполне определённое содержание. Главным вопросом, который решается сегодня в Нигерии, является вопрос о борьбе с террором исламистской организации «Боко Харам» (БХ). При этом сама БХ весьма активно участвует в избирательной кампании. Дело дошло до организации взрывов на митингах главных кандидатов. Так, 3 февраля взорвали бомбу через 3 минуты после завершения предвыборного выступления президента Нигерии Дж.Гудлака. (3) Террористические атаки БХ учащаются. На этом фоне прокурор МУС уже заявила, что во время борьбы с боевиками БХ правительственные войска совершили «серьёзные нарушения прав человека, подпадающие под юрисдикцию МУС». Это недвусмысленный сигнал президенту Нигерии. Заявления прокурора МУС о некоем «разумном выборе», который, дескать, должно сделать население страны, является прямым вмешательством во внутренние дела Нигерии: кандидат, выступающий за непримиримую борьбу с БХ, получил от МУС «чёрную метку»… (4)

 Следует отметить, что в числе недовольных деятельностью МУС не только страны Африки. Несколько недель назад, после того как прокурор МУС Ф.Бенсуда объявила о начале проведения расследования ситуации в Палестине, власти Израиля начали активную кампанию по дискредитации МУС, включая призывы к прекращению его финансирования. Министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман заявил, что МУС является не судебным, а политическим органом. Основное внимание в плане финансирования МУС привлекают Германия, Канада, Австралия и Япония. Интересна реакция на выступление А.Либермана со стороны одного «европейского дипломата, сделавшего заявление на условиях анонимности» (!) и подчеркнувшего, что страны Европы продолжат выполнять свои финансовые обязательства (5) перед МУС для обеспечения его независимости. (6)

Кстати, расследование Международным уголовным судом преступлений, совершённых на территории Палестины, может иметь совсем не те последствия, которые вроде бы очевидны. Прокурор МУС может прийти к выводу о том, что преступления совершил не только Израиль и, проявив «объективность», установить, что нарушения международного гуманитарного права совершили «обе стороны». Впрочем, и такой вывод не означает, что к ответственности будут привлечены и власти Израиля, и власти Палестины. Ведь Израиль Статут МУС не подписал, а значит, под юрисдикцию МУС не подпадает. А вот Палестина присоединилась к Статуту МУС, и её лидеры вполне могут оказаться обвиняемыми суда. Учитывая, что Израиль находится вне юрисдикции МУС, целью подписавшего Статут МУС палестинского правительства могли быть его внутренние политические противники, например ХАМАС. Использование Международного уголовного суда правительствами разных стран для борьбы с внутренней оппозицией – не такая уж редкость. Примером может служить ситуация в Уганде, где правительство признало юрисдикцию МУС с тем, чтобы тот оказал ему содействие в поимке лидеров повстанческого движения «Армия освобождения Господа». Такова и ситуация в Демократической Республике Конго, где власти ДРК, не решаясь судить находящихся в тюрьме лидеров оппозиции, передали их в МУС. Кстати, МУС нарушил собственный Статут, приняв эти дела к рассмотрению. Однако Палестине нужно иметь в виду, что попытки передачи в суд своих дел могут оканчиваться довольно неожиданно. МУС с лёгкостью переносит острие своего удара с одних лиц на другие. Игры с Западом в попытке «перехитрить» его, действуя его руками, могут быть опасны для тех, кто в них втягивается.

Выступая на заключительном заседании саммита АС, Роберт Мугабе заявил: «Африка должна выйти из состава Международного уголовного суда. И мне нет никакого дела до того, что скажет или сделает по этому поводу Запад!» Вопрос о выходе из МУС стран Африки официально включён в повестку дня очередного июньского саммита Африканского союза... (7)

(1) Правительство Уганды выдвинуло просьбу о принятии на рассмотрение ситуации в стране в декабре 2003 года 
(3) Nigeria: Jonathan Escapes Death in Gombe // http://allafrica.com/stories/201502030054.html
(4) Statement of the Prosecutor of the International Criminal Court, Fatou Bensouda, ahead of the general and state elections in Nigeria
(6) Финансовое давление на международные суды – явление хорошо известное. Международный трибунал по Камбодже испытывает финансовые трудности уже несколько лет и перебивается от одного спонсорского вливания к другому в связи с тем, что правительство Камбоджи решило не оказывать ему финансовой поддержки. Причиной является попытка «независимых» прокуроров этого трибунала возбудить дела в отношении лиц, уголовное преследование которых не оговаривалось при создании этого трибунала. Кстати, ещё один пример, когда государство решило использовать «международное сообщество» и его финансовые ресурсы в своих ограниченных целях. Запад никогда не финансирует чужие проекты – это уже давно пора выучить тем, кто рассчитывает перехитрить элиты, управляющие миром уже в течение столетий…
(7) Речь президента Зимбабве Р.Мугабе на 24 саммите Африканского союза (выдержки): http://www.youtube.com/watch?v=TOaHkHAceBA