Вынужденная многовекторность Турции

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Россию проходит в условиях масштабных сдвигов в международных отношениях. Рушатся казавшиеся ещё вчера незыблемыми представления, складываются новые союзы. 

Если с этой точки зрения взглянуть на карту Евразии, то можно заметить, что положение Турции является одним из наиболее сложных. С одной стороны, Анкара не без успеха пытается играть самостоятельную роль в сфере её давних интересов, оказывая давление на Европейский союз в миграционном вопросе, дистанцируясь от США и проводя активные операции в Сирии. С другой стороны, турецкое руководство хорошо понимает ограниченность пространства для таких маневров, учитывая членство Турции в НАТО и зависимость от расстановки сил в многоугольнике Москва – Вашингтон – Анкара – Тегеран – Дамаск. 

При этом президент Эрдоган не может абстрагироваться от настроений внутри страны, которые гораздо больше зависят не от продвижения турецкой заявки на вступление в ЕС и не от судьбы сирийского города Эль-Баб, а от уровня внутренней террористической угрозы и экономического положения Турции. Всё это вынуждает турецкие власти к проведению многовекторной политики в духе старой османской традиции играть на противоречиях великих держав (в сегодняшних условиях, прежде всего, России и США).

В этом контексте следует рассматривать и состоявшуюся 7 марта в Анталье встречу начальника российского Генштаба Валерия Герасимова, председателя Объединённого комитета начальников штабов США Джозефа Данфорда и начальника турецкого Генштаба Хулуси Акара. В таком формате ситуация в Сирии и Ираке обсуждалась впервые. 

Турция заинтересована в том, чтобы обеспечить максимально возможный контроль за ситуацией в сирийских районах, населённых курдами. Ей, похоже, удалось кое-чего добиться в плане «разменов», или, проще говоря, сделок, к которым тяготеет и новая администрация США. В частности, в обмен на своё обещание не предпринимать активных наступательных действий в районе подконтрольного отрядам сирийских курдов города Манбидж Турция, согласно имеющейся информации, заручилась поддержкой своей идеи создать в ряде курдских районов смешанную администрацию с участием представителей Дамаска с тем, чтобы воспрепятствовать автономизации этих районов. 

Сложность игры, которую ведёт Анкара в условиях не определившегося характера российско-американских отношений, точно подметила турецкая газета Türkiye: «Анкара… выглядит решительной в разгар всей этой неопределенности. Она намерена сохранить роль посредника в сирийском вопросе между союзником США, с которым ее связывает проблемный брак, и соперником, но другом - Россией». Как подчёркивает The New York Times, «основная цель Турции заключается не столько в борьбе против ИГИЛ, сколько в том, чтобы помешать сирийским курдам создать минигосударство на севере Сирии».

Ещё одна задача, решаемая турецкими руководителями, – это попытаться обеспечить за Турцией в сирийском урегулировании более высокий статус по сравнению с Ираном, который в Анкаре обвиняют в стремлении создать «шиитский альянс». 

При этом сама Турция последовательно проводит в жизнь принцип, сформулированный ещё Мустафой Кемалем Ататюрком применительно к СССР. Основатель Турецкой республики говорил, что Анкара должна «играть на опережение» и, не дожидаясь неизбежного, по его мнению, распада Советского Союза, укреплять связи с входящими в его состав тюркоязычными народами. С 1991 года Турция придерживается этой политики не только в Причерноморье, Закавказье и Центральной Азии, но и на Балканах. И уход (возможно, временный) с турецкой политической сцены автора концепции «стратегической глубины» Ахмета Давутоглу отнюдь не означает пересмотра курса «на опережение»: напротив, в ближайшее время он, скорее всего, будет акцентирован.

Картину осложняет кризис отношений Турции с Евросоюзом, особенно по линии турецко-германских отношений в связи с предстоящим в апреле общетурецким референдумом. Антитурецкое досье ЕС, включающее такие обвинения, как нарушение демократических свобод, преследование оппозиции, закрытие неугодных СМИ, низведение представительных и судебных органов Турции до ничтожной роли, становится всё более пухлым. И это подталкивает Анкару к активной «адресной» политике в отношении тех европейских стран (в первую очередь, на Балканах), которые в свете неоосманистского идейного комплекса рассматриваются как сфера турецкого влияния.