Пояс и путь. Китайский ответ на американский вызов

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

14-15 мая в Пекине пройдёт Форум высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках китайской инициативы «Пояс и путь», полное название которой – «Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП) и Морской шелковый путь XXI века». 

Почти 20 стран и более 20 международных организаций, как ожидается, подпишут документы по сотрудничеству с Китаем в рамках форума, в котором примут участие представители из 110 стран. Такое широкое представительство ставит его в один ряд с наиболее крупными международными событиями. Подтвердил своё участие в пекинском форуме и президент России В. Путин.

За время с момента выдвижения председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году этой инициативы произошло уточнение её целевых установок и задач, вышедших в процессе реализации за рамки первоначального замысла, определились достижения, выявились риски и вызовы. Поэтому проведение Форума, по словам официального представителя МИД КНР Гэн Шуана, нацелено на подведение опыта, планирование будущего, анализ существующих проблем, совместный ответ на вызовы и объединение общих усилий. 

Китайская инициатива «Пояс и путь» несёт на себе отпечаток изначальной цели – нейтрализация стратегии Вашингтона по установлению контроля за маршрутами внешней торговли Китая и поставками в Китай энергоносителей. К 2013 году, когда Си Цзиньпин сформулировал в Астане (7 сентября) и в парламенте Индонезии (3 октября) проект «Пояс и путь», намерения США по экономическому сдерживанию Китая вполне определились. 

Поэтому подавляющее большинство проектов международного сотрудничества в рамках «Пояса и пути» направлено на расширение технических возможностей по доставке китайских товаров на ключевые для КНР рынки и обратной транспортировки в Китай сырья и энергоносителей. Это проекты по развитию транспортной и логистической инфраструктуры – строительство и модернизация железнодорожных и автомобильных путей сообщения, портов, баз для перевалки и хранения грузов, трубопроводов. 

В данный момент в рамках «Пояса и пути» определились семь основных экономических коридоров и «сухопутных мостов», которые своей транспортно-логистической и портовой инфраструктурой должны соединить Китай с Российской Федерацией, Европейским союзом, Западной Азией (Аравийский полуостров), Индокитаем, Пакистаном, Индией. 

С момента запуска инициативы в 2013 году Китай уже вложил в инфраструктурное обустройство названных направлений в общей сложности более 50 млрд. долл. США и сформировал в странах «Пояса и пути» 56 зон торгово-экономического сотрудничества, которые принесли этим странам около 1,1 млрд. долларов налоговых поступлений и создали 180 тысяч рабочих мест.

Согласно группе данных, опубликованных за первый квартал текущего года, внешнеторговый оборот между Китаем и странами, лежащими вдоль «Одного пояса, одного пути», составил 1 трлн. 660 млрд. юаней, что на 26.2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост объёма оборота внешней торговли Китая с Россией, Пакистаном, Польшей, Казахстаном и Индией составил 37%, 18.7%, 19%, 69.3% и 27.7% соответственно. 

Переход администрации Трампа к торгово-экономическому протекционизму явился для Китая, чья экономика критическим образом зависит от беспрепятственного экспорта, новым вызовом. В этих условиях проект «Пояс и путь» стал не только способом укрепления торговых связей КНР с основными ранками сбыта своей продукции и источниками дефицитного промышленного сырья, но и проектом новой модели глобализации. Пекин вполне осознал свою новую геополитическую роль в качестве мирового лидера этого процесса. 

В результате активной дипломатической деятельности Пекина инициатива «Пояс и путь», так или иначе, поддержана рядом западных стран. А 5 мая министры финансов и главы центробанков Китая, Южной Кореи и Японии на совещании в Токио высказались против всех форм протекционизма, косвенно подвергнув критике торговую политику новой администрации США.

По мере решения масштабных экономических задач, сотрудничество стран «Пояса и пути» выходит за пределы первоначальных, узко экономических целей. В рамках этого масштабного проекта появляются аспекты международного взаимодействия, которые непосредственно не связаны с экономикой и приобретают относительно самостоятельное значение. 

Поэтому сейчас официально заявленные цели Пекина в инициативе «Пояс и путь» формулируются более широко и комплексно. «Пояс и путь» - это сообщество с общими интересами, общей ответственностью, общим будущим. В Пекине ведут речь о «Шёлковом пути мира», который опирался бы на два взаимодополняющих компонента: стабильность и совместные усилия для создания торговой сети, способствующей региональному миру. 

Эти цели определяют принципиальное отличие глобализации по-китайски от западной её версии - полное отсутствие предварительных политико-идеологических условий участия в «Поясе и пути». Благодаря таким особенностям инициативы, как открытость, инклюзивность и взаимная выгода, она приобретает всё большую поддержку в мире, особенно в странах Азии, которые являются потенциальными кандидатами на «демократизацию» их Западом. 

Китаю, не имеющему военных возможностей Соединённых Штатов для давления на партнёров и обладающему иной, нежели западная, политической культурой, важно показать, что его инициатива не является игрой с нулевой суммой и направлена на взаимный выигрыш. Симптоматично, что в преддверии пекинского форума именно это решающее преимущество китайской инициативы на Западе пытаются дискредитировать. В западных СМИ появилась построенная на домыслах критика китайской инициативы, где Китай характеризуется, как «новая колониальная держава», а намерениям Пекина приписывают такие же идеологические цели, как «плану Маршалла» для послевоенной Европы. 

Техническая и финансовая мощь растущей китайской экономики при опоре на принцип невмешательства делают эту инициативу привлекательной и для России. Однако для российской экономики важны не только транспортно-логистические стороны взаимодействия, но и кооперация в области НИОКР и в производственной области, включая ее высокотехнологичную составляющую. Об этом по сути заявил 11 мая посол РФ в КНР Андрей Денисов на пресс-конференции, посвященной Форуму высокого уровня: «Для реализации потенциала российско-китайских торговых отношений обеим сторонам нужно переходить от торговли товарами к торговле инвестиционными проектами и развивать долгосрочные проекты сотрудничества». 

Проект ЭПШП сам по себе не запустит экономический рост России требуемого качества, но при разумной государственной политике он, действительно, может стать весомым фактором роста экономики РФ и ЕАЭС в целом. Это важно и для решения вопроса о сопряжении ЕАЭС с китайской инициативой, где препятствием пока является конкуренция РФ и КНР на рынках среднеазиатских участников ЕАЭС. 

Инициатива «Пояс и путь», создав значительные перспективы развития, вместе с тем обнаружила новые вызовы и поставила новые проблемы. Однако подход китайской стороны вселяет оптимизм: «Есть вызовы - мы на них ответим! Есть трудности - мы их преодолеем!»