Отклонит ли Европейский суд иски, поданные Венгрией и Словакией?

Конец миграционного кризиса в Европе не просматривается

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Два года тому назад Евросоюз принял решение о распределении беженцев по странам Евросоюза по квотам. Пресловутые квоты должны были облегчить положение Греции и Италии как стран, которые первыми на территории ЕС принимают мигрантов и, в соответствии с Дублинской конвенцией, несут ответственность за рассмотрение вопроса о предоставлении им статуса беженцев. 

В первом полугодии 2017 г. больше всего беженцев прибыло в Италию: согласно данным ООН, по состоянию на середину июля страна приняла 93,4 тысячи мигрантов, на 7,3 тысячи больше, чем за аналогичный период 2016 г. Эта цифра красноречиво свидетельствует о том, что конец миграционного кризиса пока не просматривается, а предлагаемая формула «миграционный кризис 2015-2016 гг.» обманчива и сеет иллюзии. Ей могут поверить только те, кого обманывать не трудно или кто сам обманываться рад.

Не секрет, что Дублинская конвенция перестала работать ещё в 2015 году. Итальянские и греческие пограничники вместо того, чтобы, как следует по положению, регистрировать прибывающих и брать у них отпечатки пальцев, отпускали на все четыре стороны тех, кто изъявлял намерение перебираться сразу в Германию или в Швецию. Шенгенские правила обеспечивают такую возможность. 

Так что на самом деле идея с квотами – это не благое проявление солидарности европейских стран по преодолению миграционного кризиса, а плохо завуалированная попытка Германии переложить проблемы, во многом спровоцированные канцлером Ангелой Меркель, на своих соседей. Любопытно, что при этом Швеция, Великобритания и Дания были от квот освобождены. 

Год назад Жан-Клод Юнкер великодушно заявил, что солидарность нельзя навязывать, ибо она должна идти от чистого сердца. Вспомнить о «чистом сердце» главу Еврокомиссии заставила сама жизнь.

Начнём с того, что сами беженцы не стали сидеть сложа руки, а взяли ноги в руки ноги и начали попросту «сваливать» оттуда, куда их распределили, если место им не приходилось по вкусу. Известно, например, что в Латвии из направленных туда по воле Еврокомиссии 23 мигрантов осталось только двое. 

Однако главная проблема – в явной нехватке той самой солидарности. Кризис вообще плохое время для её укрепления: вспомним финансово-экономический кризис 2008-2009 гг., бюджетный кризис еврозоны или более давнюю историю с энергетическим кризисом начала 70-х годов ХХ века. То же происходит и сегодня. С самого начала было ясно, что восточноевропейские страны, у которых есть к Брюсселю свои счёты, не намерены прогибаться под давлением сверху. Решение о квотах было принято 22 сентября 2015 г. квалифицированным большинством, вопреки возражениям четырёх восточноевропейских стран – Венгрии, Словакии, Румынии и Чехии. В связи с наложенным на них – против их воли – обязательством две первые из названных стран подали иск в Европейский суд, позже поддержанный и Польшей. 

За истекшее время Венгрия, Польша и Австрия до сих пор так и не приняли у себя ни одного мигранта по квотам Брюсселя, очевидно, наспех состряпанным в Берлине. Словения и Австрия в соответствии с Дублинской конвенцией хотели бы выслать в Хорватию прибывших мигрантов – понятно, вопреки их желанию и желанию Хорватии. В целом предполагалось до осени 2017 года «распределить» 160 тысяч человек, но через год реально «распределили» лишь 5,3 тысячи (меньше 4% того количества, которое было намечено к «распределению»). 

Оказалось, что европейские элиты сплотил не миграционный кризис, а страх перед антисистемными политическими партиями и движениями, бросившими «традиционным» европейским элитам вызов, такими как итальянская Лига Севера, Австрийская партия свободы, датская Народная партия, «Альтернатива для Германии», «Истинные финны». В соответствии с «политкорректным» каноном, их называют популистами.

«Перед лицом успехов правопопулистских партий никто не хочет сделать или сказать что-то, что может быть понято как приглашение новых беженцев», – цитирует швейцарская Neue Züricher Zeitung анонимного европейского дипломата. Верхушку структур ЕС в Брюсселе не устраивает и позиция тех европейских лидеров, кто не склонен безропотно следовать указаниям Еврокомиссии. Об этом вновь говорит заявление Ива Бо, генерального адвоката Европейского суда (не путать с Европейским судом по правам человека). Это высокопоставленный юрист, чьё мнение обычно воспроизводят судьи высшей судебной инстанции Евросоюза. 

26 июля Ив Бо публично рекомендовал отклонить иски Венгрии и Словакии. Ожидается, что именно таким будет и решение Европейского суда по данному вопросу, которое должно быть оглашено в сентябре. 

Трудно избавиться от впечатления, что в данном случае Венгрии и Словакии придётся иметь дело не с судебным, а с политическим решением. Слишком уж такое решение на руку Ангеле Меркель, которая как раз в сентябре рассчитывает триумфально победить на выборах в бундестаг. Известие о признании недействительным решения о квотах, инициированного самой госпожой бундесканцлерин, было бы Ангеле Меркель абсолютно некстати.