Игры с газом в Восточном Средиземноморье угрожают Европе

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Стремление США и определённых кругов в руководстве Европейского союза заблокировать реализацию российских энергетических проектов способно не только оставить европейцев без надёжных и финансово выгодных поставок газа, но и спровоцировать обострение ситуации в Восточном Средиземноморье. 

В качестве альтернативы российским проектам Еврокомиссия предлагает европейским потребителям так называемый Южный газовый коридор, предусматривающий поставки, в частности, азербайджанского и среднеазиатского газа по маршруту Турция – Греция – Италия. Однако у его потенциальных участников есть свои интересы и разделяют их давние противоречия, которые превращают данный коридор в военно-политическую мину замедленного действия.

Особая роль здесь принадлежит Турции, традиционно не склонной играть по правилам, устанавливаемым Евросоюзом. Планы Анкары построить газопровод Израиль – Турция накладываются на стремление турецкой элиты занять ключевые позиции в разработках шельфовых месторождений природного газа в восточной части Средиземного моря, в первую очередь в районе Кипра. Это завязывает тугой узел противоречий между Кипром, Грецией и Турцией, одновременно затрагивая интересы Израиля, а также заявляющих о своих правах на шельф Египта и Ливана. Собственные экономические цели преследуют в регионе и ведущие мировые нефтегазовые компании, среди которых наиболее активны французская Total и итальянская ENI. 

Источник: Executive Magazine

В настоящее время средоточием противоречий стал морской «Блок 11», расположенный в территориальных водах Кипра. Турция, говорящая ещё и от лица «Турецкой Республики Северного Кипра», уже направила в этот район фрегат TCG Gokceada; командир корабля имеет приказ применить при необходимости любые меры для противодействия «нежелательной» активности в районе газового шельфа. А «нежелательными» могут быть признаны любые действия Никосии и поддерживающих её Афин, поскольку официальная позиция Турции заключается в том, что все газовые ресурсы на шельфе Кипра принадлежат не только грекам-киприотам, но и туркам-киприотам. В последнем случае подразумевается «Турецкая Республика Северного Кипра». 

Выступая в июле на Всемирном нефтяном конгрессе в Стамбуле, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил: «Мы ожидаем, что те, кто являются участниками событий на Кипре, избегут шагов, ведущих к новой напряженности в регионе. Я бы хотел напомнить им, что они могут столкнуться с риском потерять такого друга, как Турция, не только в регионе, но где угодно и в любой области».

Анкара уже направила в потенциально богатые газом районы Восточного Средиземноморья собственную флотилию, включающую буровое судно Barbaros Hayrettin Pa, а также несколько военных кораблей. 

Афины не остались в стороне, официально заявив, что турецкие «контрмеры к разработке кипрского «Блока 11» получат ответ со стороны Греции, которая «готова защищать свои суверенные права». В связи с этим следует напомнить, что Греция и Кипр еще в 1993 году приняли совместную «Доктрину обороны "Единого района"», которая предусматривает совместную реакцию на агрессию другой страны.

Всё более выраженный интерес к соответствующим месторождениям проявляют Израиль, Ливан и даже Египет – каждая из этих стран считает эти месторождения продолжением собственного шельфа. И этот интерес подкрепляется конкретными военными мерами. Так, Министерство обороны Израиля подписало контракт на сумму 420 млн долларов для оснащения военно-морских сил страны специальными системами для защиты газовых месторождений и судоходных путей. Данная сделка призвана дополнить ранее произведённую закупку четырёх кораблей «Саар-6», которые будут использоваться для охраны экономических вод Израиля в Средиземном море. Что же касается Египта, то там растёт оппозиция Турции в связи с поддержкой Анкарой Катара, который в свою очередь не скрывает симпатий к египетскому движению «Братья-мусульмане».

Соперничество вокруг газовых месторождений средиземноморского шельфа может свести на нет перспективы реализации проекта сооружения одного из самых протяжённых в мире (более 2 тысяч километров) подводного газопровода по маршруту Израиль – Турция – Кипр – Греция – Италия. Примерная стоимость проекта составляет свыше 6 млрд долларов, которые участники проекта намерены получить в том числе из фондов Еврокомиссии в рамках пресловутой «диверсификации» поставок энергоресурсов. В этом проекте основные объёмы газа должны поступать из израильского месторождения «Левиафан», запасы которого составляют 613 млрд кубометров газа и 39,4 млн баррелей газового конденсата. «Мы уверены, что в будущем Европа будет закупать газ, добываемый в восточном Средиземноморье, - заявил израильский министр национальной инфраструктуры, энергетики и водоснабжения Юваль Штайниц. - В настоящий момент ведутся интенсивные переговоры по строительству двух трубопроводов. Один из них планируем построить в Турцию и далее в Европу. Другой трубопровод планируется построить через Южный Кипр и Грецию в Италию».

Главным проигравшим от споров в акватории Восточного Средиземноморья могут оказаться Балканы. И вряд ли им помогут призывы Брюсселя и Вашингтона к «диверсификации» источников энергоресурсов. Диверсифицировать российские поставки окажется просто нечем – особенно в условиях конфронтации между США и ЕС по вопросу об американских санкциях против российских энергетических проектов. Вводя санкции против Москвы, американцы «ограничивают экономическое сотрудничество с Россией с целью навязать европейцам американский сланцевый газ. Растёт недовольство по поводу этого нечестного способа осуществлять собственные интересы за счет других», констатирует германская Handelsblatt

Фото: Вестник Кавказа