Хартыя’97 подыскала белорусам «настоящих героев»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В сентябре интернет-портал белорусской либеральной оппозиции Хартыя’97 опубликовал короткий, но выразительный текст: «Помни, Москва, литвинский сапог! 21 сентября 1610 года войска ВКЛ и Речи Посполитой вошли в Москву».

У либералов, как известно, костюм и символика пацифистов – что-то вроде рабочей спецодежды, но тут, видно, повод показался удобным,  чтобы вытащить и  начистить тот самый  «сапог»,  попиравший врага, провести либеральный военный парад… в честь «взятия Москвы»…

Итак, о поводе. «21 сентября – не замеченная широкой общественностью дата. Особенно той частью, которая еще не изжила колониальных комплексов. 417 лет назад, 21 сентября 1610 года войска ВКЛ и Польского королевства вошли в Москву… Ближайшей целью похода стало возвращение Смоленской земли, что и было успешно осуществлено. А в идеале планировалось полностью подчинить себе Великое княжество Московское».

В действительности  это радостное напоминание «не замеченной широкой общественностью даты»  выдаёт тяжёлую и, как раньше выражались, «стыдную болезнь».   Попытки  подготовить хотя бы часть белорусского народа к своему «майдану» требуют серьёзной операции,  лоботомии. Из культуры, из исторического календаря ножницами вырезаются советский период и всё связанное с  жизнью в составе общерусского государства. После чего у Белоруссии остаётся… история  ВКЛ, Великого княжества  Литовского, которая объявляется «своей» и единственной.  Не важно, что белорусы в этот период были «холопами» (официальный термин  времён Речи Посполитой)  у литовских, а затем и польских панов. То были  «свои паны»! Однако насильственность   операций над народным сознанием всегда себя выдаёт.

Ведь у Речи Посполитой были  и настоящие победы. Сами паны  по праву гордятся Грюнвальдской битвой.  Только  для операций Хартыя’97 она не подходит, поскольку тут – совместная польско-литовско-русская победа  (над немцами) и участие в ней  смолян.

…В 1610 году поляки и литвины вошли в Москву мирно, как свита ожидавшегося кандидата  в русские цари  польского королевича Владислава.  Однако его отец король Сигизмунд передумал, решил сам претендовать на русский трон и не отпускал Владислава.   И посольство-свита то ли Владислава, то ли Сигизмунда  под эти выяснения и русскую Смуту задержалось в Москве до ноября 1612 года, ничем, кроме грабежей, не отметившись. А после их капитуляции перед войском Минина-Пожарского  выяснилось, что осаждённые  в Кремле оголодавшие паны дошли до каннибализма, поедая “товарищей по оружию”.      

Тут и проступает вся глупость Хартыи’97. У  пана были  когда-то и настоящие победы, да лакей  всё перепутал! Обман и кражу на уровне проделки  карманника, выкравшего «ключи от Москвы», записал как победу: «Помни наш сапог»! 

Собрав под свои знамёна оппозиционеров  всех толков, Хартыя’97 ведёт борьбу с Александром Лукашенко,  с  «русификацией» Белой Руси, «против разрушения национальной культуры» … Основатель и первый редактор портала Хартыя’97  Олег Бебенин  повесился в 2010 году,  но пока версию Генпрокуратуры «самоубийство»  не подтвердила комиссия экспертов ОБСЕ,  его коллеги и единомышленники зарабатывали политический капитал,  «не веря лукашенковским следователям», раздувая слухи … Чем-то это  неуловимо напоминает   практику  панов, обманом пролезших в Кремль и в осаде подъедавших однополчан. Теперь  «против разрушения национальной культуры» борются в Белоруссии Наталия Радина (редактор), Николай Халезин, Александр Отрощенков.  

Примеры военной доблести – важная часть национальной культуры,  и по совпадению незадолго до появления рассуждения о «литвинском сапоге»  я опубликовал статью, напомнившую о действительно уникальном подвиге  белорусов. В начале ХХ века на Гомельщине в семье сельского  учителя Ильи Устиновича Лизюкова родились три сына: Александр, Евгений и  Пётр.

Судьбы трёх сыновей сельского учителя  оказались похожи:  все трое  стали крупными военачальниками и все погибли на войне. Пётр Ильич, командир 46-й истребительно-противотанковой бригады, погиб  в 1945 году, Евгений Ильич, командир  крупного партизанского  отряда, погиб в 1944 году,  освобождая Белоруссию от фашистских захватчиков. Громкой была смерть Александра  Ильича:  командир 5-й танковой армии погиб на броне своего танка КВ.  Редчайший случай:   гибель командарма в ближнем, почти рукопашном бою!  Рокоссовский писал: Лизюков вырос бы в лучшего танкового военачальника Советской армии...

По другому случаю довелось мне писать и о герое-партизане Петре Машерове,  ставшем руководителем Белорусской ССР, образцом советского руководителя.  Вот примеры подлинной  гордости белорусов!

А с  этим польско-литовским «подвигом» 1610 года когда-нибудь, надеюсь, дело дойдёт и до настоящего суда истории  – по примеру полемики, развернувшейся вокруг фильма Владимира Хотиненко «1612». Nasz Dziennik (Польша) тогда грозно вопрошал: «Кто допустил распространение в Польше антипольского российского фильма? Он напрямую угрожает польским государственным интересам, тем более что на премьере фильма в Москве о нем с большим энтузиазмом отозвался президент и генерал КГБ Владимир Путин». Однако этим обличителям мужественно и честно ответил тогда в "Tygodnik Powszechny"  профессор  Януш Тазбир (Janusz Tazbir) в беседе с Анджем Бжезецким (Andrzej Brzeziecki). Привожу отрывок:

 Поляки оскорбляли религиозные чувства русских?

 – Грабеж и насилие были обычным делом. Еще в ходе переговоров с Владиславом IV двадцать с небольшим лет спустя российские посланники припоминали об этих актах… В 1941 г. Сталин напоминал Сикорскому об оккупации Москвы… Если деревня не давала еды, то ее палили. Именно тогда появлялись конные отряды Лисовского - кондотьеры, которые вели себя чудовищно по всей Европе: в России, Чехии, на Рейне. Они шли на службу к кому угодно. В собственной стране их боялись так, что радовались, когда они шли грабить заграницу. Когда в 1612 г. польский гарнизон был осаждён в Кремле, дело дошло до каннибализма. Юзеф Будзило, участник войны, записал, что, 'когда уж травы, корешков, мышей, собак, кошек, падали не стало, они и узников съели, и трупы, из земли выкопанные, съели; пехотинцы друг друга ели и людей хватали и съедали. Трушковский, поручик пехоты, двух сыновей собственных съел, еще один - мать'.

В каком психическом состоянии остатки польского гарнизона покинули Кремль?

– Безусловно, столкновение с другой культурой - сначала триумф, а потом такая катастрофа, все это должно было вызвать у участников экспедиции огромное потрясение… Мне довелось немного участвовать в той полемике.

Ключевое слово, ответ на все стоны о «разделах Польши» - лисовчик! Бандитов Лисовского, превосходящих жестокостью любые зондеркоманды,  ненавидели,  боялись в Европе и в  Речи Посполитой.  Зафиксировано: в  Смуту лисовчики доходили до Холмогор и Перми! Первый случай массового геноцида в  русско-польской  истории. Единственное «полуоправдание» поляков: но вы (часть русских) сами  призвали Владислава! Ответ  простой:  значительная часть поляков также призвала русских императоров. С чего началось  Польское восстание 1830 года?  С массовой резни восставшими поляков, верных русскому императору. 

…Сегодня интерес к политическим аспектам давних историй обостряется. Уже прозвучали извинения папы римского, европейцев за работорговлю, за геноцид индейцев. В Ломбардии, Каталонии, Шотландии входят в поле политических споров факты 300-летней и более давности.  И разговоры о «разделах Польши» неизбежно  приведут к тому, что будет поднят вопрос о геноциде, который учинили поляки в России в начале XVII века….

Так что белорусские хартейцы могут не торопиться вписывать народ Машерова, Лизюковых, знаменитых партизан  в компанию польских каннибалов, лисовчиков и потенциальных подсудимых.

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться