Референдум в Ломбардии и Венето: победа организаторов и отличия от Каталонии

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

22 октября итальянские регионы Ломбардия и Венето провели консультивный референдум о возможности достижения значительной автономии от центрального правительства. Референдум проводился в соответствии с Конституцией Италии: в третьем пункте статьи 116 признается возможность доступа регионов с обычным статусом к дифференцированным условиям автономии.

По предварительным результатам, за автономию области Венето проголосовали более 98% её жителей, за расширение полномочий в соседней Ломбардии — более 95%.

Чем вызван референдум? В Ломбардии и Венето недовольны тем, что Рим забирает львиную долю налогов себе, отдавая развитым регионам Севера меньшую часть (20%). Это мнение разделяют не только политические элиты регионов, но и большинство (как показал референдум – подавляющее большинство) граждан. Иными словами, Ломбардия и Венето добиваются финансовой автономии, поскольку большая часть их налогов идет в другие регионы, которые являются гораздо менее продуктивными.

Несмотря на географическую и культурную близость, цели и формы проведения референдумов в двух соседних областях всё же несколько разнятся.

Референдум в Ломбардии ставил целью “требовать от государства присвоения дополнительных форм и специальных условий автономии, с соответствующими ресурсами, по смыслу и для целей, упомянутых в третьем пункте статьи 116.” Это значит вступить в переговоры с центральным правительством для того, чтобы получить управление как можно большим количеством объектов, в том числе деньгами, получаемыми в виде налогов. 

Текст референдума в Венето более прост: "Хотите ли вы, чтобы регион Венето получил дополнительные формы и особые условия автономии?”

В результате референдума в одночасье ничего не изменится: два региона вступят в утомительные переговоры с правительством итальянского государства, но так или иначе они не станут автономными областями со специальным статусом (таковых уже 5 из 20 регионов Италии). 

Для того чтобы понять конечную причину этого референдума, сделаем краткий экскурс в вопрос о статусе итальянских регионов. Регионы с обычным статусом (например, Ломбардия и Венето) обладают исключительными законодательными полномочиями в отношении любых вопросов, прямо не предусмотренных законодательством государства. Но их финансовая автономия довольно скромная: они просто удерживают 20% от всех взимаемых налогов, в основном используемых для финансирования региональной системы здравоохранения.

В пяти автономных регионах, имеющих специальный устав (Сардиния, Сицилия, долина Аоста, Трентино - Альто-Адидже/Зюдтироль и Фриули-Венеция-Джулия), признаются их полномочия в отношении законодательства, администрации и финансов. Эти регионы стали автономными в интересах учёта культурных различий и защиты языковых меньшинств. Кроме того, правительство хотело таким образом предотвратить их отделение от Италии после Второй мировой войны.

Готовя этот материал я попросила ответить на ряд уточняющих вопросов Франческу Валенти, бывшего депутата итальянского парламента и бывшего советника в регионе Ломбардия и в муниципалитете Милана. По её словам, "Ломбардский референдум требует предпринять институциональные инициативы, необходимые для того, чтобы потребовать от государства назначить дальнейшие формы автономии. Но обязательно в рамках закона, изложенного в разделе V Конституции. Предметы, начиная от безопасности и заканчивая технологическими инновациями, политикой на рабочих местах и заканчивая охраной окружающей среды и рекультивацией. Только Ломбардия производит 20% национального ВВП. Цель этого референдума заключается в том, чтобы принести (в регион. – С.М.) примерно 24 миллиарда евро из 56, которые “летают” каждый год в Рим обратно”. 

По словам Франчески Валенти, референдум “был организован Лигой Севера, но был также поддержан в результате свободного голосования обеими партиями регионального правительства - “Вперед, Италия!” и Демократической партией. Формальные шаги будут состоять в предоставлении региону мандата на проведение переговоров с правительством для принятия этих мер (о расширении финансово-бюджетных полномочий регионов. – С.М.). Но исключительно в рамках раздела V Конституции. То есть ничего общего с тем, что произошло, например, в Каталонии.”

Напомню: десять лет назад Ломбардия уже разработала пакет из 12 предложений, чтобы "порвать" с центральным правительством. Падение правительства Романо Проди заморозило переговоры, которые были приостановлены. Три года назад некоторые мэры городов Ломбардии настаивали на том, чтобы правительство заключило новый договор о передаче полномочий регионам. Центральное правительство попыталось пригласить Ломбардию и Венето к диалогу по этому вопросу, не прибегая к референдуму, но встретило стойкое несогласие региональных элит. Говорит губернатор Ломбардии Роберто Марони: “Я готов сотрудничать с правительством, если уверен, что дойду до такой точки, которая делает референдум бесполезным, потому что это дает нам большую автономию и больше ресурсов. Если у меня нет этой гарантии, мы проведем референдум.” То есть диалог с правительством возможен, но только на условиях региона. С референдумом или без него (в результате решения центрального правительства) регионы Севера последовательно добиваются расширения своих полномочий в области финансов.

Тема автономии не нова в Ломбардии и Венето, так как региональные политики из партии “Лига Севера” (Lega Nord) считают автономию одной из главных своих битв. “Лига Севера” по своему происхождению квалифицируется официально как партия независимости, регионалистская и не националистическая, которая защищает интересы Падании (Северной Италии, части страны к северу от реки По). Эта позиция, которая привела к появлению выражения "северный вопрос", со временем колебалась между простыми требованиями о большей автономии (например, политическим и бюджетным федерализмом и передачей регионам некоторых функций, выполняемых государством) и предложениями о полном отделении от итальянского государства.

Регионы Ломбардия и Венето, например, платят больше, чем другие регионы налогов центральному правительству Италии, получая взамен меньше денег из Рима. Налоги, собираемые в южных регионах страны, остаются “дома”. Основатель “Лиги Севера” Умберто Босси заявил: "Наш народ (то есть население Падании. – С.М.) готов к атаке. Говорят, что страна простирается дальше, но я знаю только одну страну, и это Падания. Мне плевать на Италию.” 

Нынешний секретарь партии Маттео Сальвини стремится превратить “Лигу Севера” в национальную радикальную правую партию. Несмотря на это, Сальвини никогда не отрицал главной цели партии, т. е. провозглашения независимости Падании, как говорится в статье 1 Устава “Лиги Севера”. Несколько раз он также высказывал свое благоприятное мнение о независимости Венето и Ломбардии, регионов, управляемых его партией. Только в 2017 году Сальвини четко определил нынешнюю линию секретариата “Лиги Севера” как федералиста и националиста, отказавшись от программы независимости и сепаратизма и заменив лозунг партии "Вначале Север" на "Вначале итальянцы”. Смена приоритетов приносит политические дивиденды. До Сальвини “Лига Севера” была очень популярна только на севере страны, сейчас она пускает корни и обретает популярность также в центре и на юге.