Варшава подыскивает Евросоюзу «других гребцов»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В начале ноября состоялся визит в Польшу президента Грузии Георгия Маргвелашвили, где он встречался с президентом Анджеем Дудой, премьером Беатой Шидло и председателями Сейма и Сената.

Руководитель канцелярии президента Польши Кшиштоф Щерский так прокомментировал эти встречи: «Польша намерена стать посредником в урегулировании замороженных конфликтов в Восточной Европе и на Кавказе… и последовательно выступать за территориальную целостность Грузии, Молдавии и Украины».

Основной темой переговоров Георгия Маргвелашвили и Анджея Дуды были евроатлантические устремления грузинского руководства. В период, когда внутри Европейского союза усиливаются центробежные тенденции и наметился разброд, Варшава стремится сохранить интеграционный потенциал ЕС. Польские руководители считают это вопросом первостепенной важности, так как при всей сложности отношений между Варшавой и Брюсселем политику масштабного переформатирования Восточной Европы для достижения своего регионального лидерства Польша может реализовать только с опорой на структуры, фонды и идеологию Евросоюза.

Польский президент сказал об этом откровенно: «Если учесть, что ЕС уменьшается с выходом из его состава Великобритании и что нет перспектив принятия в ЕС новых стран-членов, для меня это означает начало конца Евросоюза… Если граждане Великобритании решили, что их страна выходит из ЕС, если они встают и бросают вёсла, нам надо найти других гребцов, которые вместе с нами захотят продвигать европейскую лодку дальше».

Георгию Маргвелашвили идея поработать политическим гребцом на «польских галерах» понравилась. «Право на вступление в ЕС – наша цель… важно сохранить динамику этого процесса», – заявил он.

Грузия  нужна Варшаве ещё и как удобная площадка для проникновения на Кавказ. Такие попытки поляки предпринимали и во времена Российской империи, и в годы межвоенной Польши Юзефа Пилсудского. Нахождение у власти в Тбилиси прозападных политических сил облегчает эту задачу. Вот почему президенты Польши и Грузии стали ездить друг к другу очень часто (три встречи за последние полгода), а Дуда говорит о расширении проекта «Троеморье» на восток за счёт программы «Восточного партнёрства».

«Троеморье» предполагает сооружение антироссийского блока государств между Адриатикой, Балтикой и Чёрным морем с последующей переориентацией на Соединённые Штаты энергетической инфраструктуры этого региона. «Восточное партнёрство» – проект вовлечения в орбиту политического влияния Брюсселя шести постсоветских республик (Украины, Молдавии, Белоруссии, Армении, Грузии и Азербайджана), полукольцом охватывающих западные и юго-западные территории бывшего СССР. На западе страны-участницы программы граничат с европейскими странами-членами НАТО, на юге – с Турцией, тоже членом НАТО.

Польша была одним из инициаторов программы «Восточного партнёрства», надеясь получить через эту программу допуск к управлению политическими процессами в постсоветских республиках. На конференции в афинском представительстве Европейской комиссии 8 ноября польские дипломаты уговаривали представителей ЕС уделить больше «Восточному партнёрству» и подчёркивали геополитическое значение сопряжения восточного фланга программы с южным, кавказским.

Пытаясь втиснуться в качестве третьей переговорной стороны в конфликты между Молдавией и Приднестровьем, Азербайджаном и Арменией с Нагорным Карабахом, Украиной и республиками Донбасса, Грузией и Южной Осетией с Абхазией, Варшава надеется предотвратить нормализацию отношений между Москвой и правительствами официально не признанных постсоветских республик, а также запрограммировать на западных и южных рубежах евразийского сообщества возникновение новых конфликтов на старой почве.

Это служит в глазах Варшавы ещё и дополнительным оправданием наращивания натовской группировки войск у границ Российской Федерации: будут конфликты, будут и поводы подтягивать войска. Выступая на словах за мирное урегулирование постсоветских конфликтов, Польша больше других европейских стран заинтересована в их продолжении. А мир на восточном фланге НАТО грозит Польше уходом в тень более могущественных европейских союзников (Германия, Франция).

В то же время политика Польши не во всём согласуется с общеевропейской политикой Брюсселя. В этом кроется ответ на вопрос, почему программа «Восточного партнёрства» за десять лет своего существования принесла так мало результатов. Брюссель поддерживает программу, но не торопится её форсировать. А польская политика, требуя членства в Европейском союзе для стран-участниц «Восточного партнёрства», грозит перегрузить ЕС новыми членами, которые этот союз будет не в состоянии переварить ни политически, ни экономически.