Исламисты, воевавшие в Сирии, Ираке, Пакистане, Афганистане, Сомали, двинулись в Европу.

Швейцарский джихад

Исламисты, воевавшие в Сирии, Ираке, Пакистане, Афганистане, Сомали, двинулись в Европу

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Федеральная разведывательная служба Швейцарии (ФРС) подготовила отчёт об исламистской угрозе в Европе в связи с возвращением исламских радикалов из зоны боёв в Сирии, Ираке и Сахаро-Сахельском регионе. 

Швейцария, несмотря на свой нейтральный статус, является для возвращенцев такой же целью, как и другие европейские государства. По этой причине с 1 сентября 2017 г. вступил в силу закон о расширении полномочий ФРС при расследовании связанных с терроризмом уголовных дел и установке наружного наблюдения за потенциальными террористами. Другим законом с 1 января 2018 г. ФРС получила дополнительные полномочия для перехвата и просмотра информации, могущей помочь в расследовании актов террора и попыток их подготовки.

Практически все швейцарские исламисты – бывшие мигранты. Нелегальные мигранты попадают в Европу по трём маршрутам – центрально- средиземноморскому из Ливии через Италию (в 2017 г. по этому пути в ЕС проникли 119 тыс. нелегалов), восточно-средиземноморскому из Турции через Грецию (около 34 тыс.) и западно-средиземноморскому из Марокко через Испанию (около 28 тыс.).  

Основная масса нелегалов оседает в немецкоязычных странах. Так, в 2017 году доля просителей убежища в расчёте на 1 тыс. жителей в Австрии составляла 2,8 человек, в Германии – 2,7 человек, в Швейцарии – 2,2 человек. 

В 2017-2018 г. террористическая группировка «Исламское государство» (ИГ) [запрещена в России] потерпела ряд чувствительных поражений в Сирии и Ираке, из-за чего многие радикалы двинулись в Европу обратно. Из Швейцарии в своё время в ряды исламистов, воевавших  в Сирии, Ираке, Пакистане, Афганистане и Сомали, влились 78 человек, из них 22 погибли, а 14 уже вернулись назад. И это только подтверждённые случаи.

Последствия возвращения исламских боевиков европейцы уже ощущают на себе. В прошлом году во Франции были совершены 9 террористических актов, в Испании и Бельгии – по два и по одному в Швеции, Финляндии и Германии. Кроме того было девять неудачных попыток совершить теракт.  

Для Швейцарии как международного финансового центра эта проблема приобрела специфическое измерение. С 2017 г. здесь наблюдается рост банковских операций по финансированию радикальных группировок. Проследить конечных бенефициаров таких сделок не всегда удаётся, ввиду того что по сравнению с более привычными для швейцарских банков многомиллионными транзакциями это, как правило, сравнительно небольшие суммы, распылённые по нескольким получателям.  

По данным ФРС, Швейцарию террористы рассматривают также в качестве удобной логистической базы. Например, двое из пяти террористов, совершивших теракты в Испании 18 августа 2017 г., жертвами которых стали 13 человек, периодически въезжали на территорию Швейцарии.  

Швейцарские власти увеличили количество отказов в предоставлении убежища по причине национальной безопасности – таких случаев уже четырнадцать. Ещё в 107 случаях запрещён въезд на территорию Швейцарии из-за подозрений в причастности к террористической деятельности. В 39 из 107 случаев швейцарские спецслужбы имели полную уверенность в принадлежности заявителя к исламистским группировкам. В 2016 г. таковых было 17.  

По данным американского Центра Суфана (Soufan Center), из Западной Европы на «джихад» отправились в своё время 5778 человек, из них вернулись обратно около 1200. Больше всего в Великобританию (425), Францию (302) и Германию (300). На территории, которую швейцарская разведка относит к территории ИГ, остаются 460 несовершеннолетних граждан Франции, 118 – Бельгии, 90 – Нидерландов, 56 – Германии, 50 – Великобритании, 45 – Швеции, 45 – Австрии. Когда они подрастут, то смогут на законных основаниях вернуться в Европу.

Женские рекруты ИГ не менее опасны. С 2015 по 2017 г. количество террористических преступлений, совершённых женщинами, выросло на 23%. В рядах исламистов находятся 680 женщин из Западной Европы, больше всего из Франции (320), Германии (190) и Великобритании (100).   

Сознавая угрозу исламизма, западные эксперты в то же время оставляют вне рассмотрения глубинные причины этого явления. Указывается, например, на резкий рост радикализма в Магрибе и Сахаро-Сахельском регионе (50% виновных в совершении терактов в Западной Европе – мигранты из Северной Африки), но ни слова не говорится о том, какое отношение к этому имеет политика Запада. Из 35 стран региона одиннадцать располагают крупными залежами уранового сырья (20% от мировых). Самые богатые на уран  – Мали и Нигер, что очень важно для французской атомной энергетики. Только в Мали работают 50 французских компаний. Париж ввёл войска в регион при первой возможности, каковой представилось объявление борьбы с исламским терроризмом. 

США, стремясь захватить прочные военно-стратегические позиции в регионе перед лицом растущего влияния Китая, Ирана, России, той же Франции, направили воинские подразделения в Мали, Нигер, Судан и Нигерию. Германия, чтобы не остаться в стороне, отправила войска в Мали и Нигер.

Шаг за шагом западные державы ведут дело к балканизации Сахаро-Сахельского региона, к появлению там управляемых извне квазигосударственых образований. Полное искоренение исламизма не в интересах Запада – оно лишило бы западное военное присутствие в северной части Африки «законных» обоснований.