Начало штурма лагеря «Лукойл» под Басрой

Ирак — очень жаркое лето

Массовые акции протеста в Ираке охватили полстраны, атакован лагерь компании «Лукойл»

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Июль в Ираке – самое жаркое время года: температура воздуха в центральных и особенно южных провинциях страны днем превышает +50 и даже ночью не опускается ниже 30. В таких климатических условиях вопросы энергоснабжения и обеспечения питьевой водой приобретают первостепенное, жизненно важное значение. Их отсутствие может довести людей до отчаяния и подтолкнуть к насилию, что и произошло – на юге страны начались массовые акции протеста, вызванные неспособностью властей улучшить положение. Потеряв надежду достучаться до местных чиновников, жители решили привлечь внимание высшего руководства страны простым и привычным способом – беспорядками и погромами.

Если демонстрации в провинциях Мусанна, Кербела, Зи-Кар, Дивания и Багдад носили относительно мирный характер, то в других местах дело обернулось хуже. Так, в провинции Мейсан полиция была вынуждена применить оружие – 17 человек получили ранения. Масштаб и накал протестов стремительно нарастал: 12 июля в священном для шиитов г. Неджефе (центр одноименной провинции) митингующие прорвались на территорию международного аэропорта, парализовав его работу и разгромив ряд помещений в здании аэровокзала. Войска Оперативного командования «Средний Евфрат» (штаб в Неджефе) и полицейские силы приведены в повышенную боевую готовность, на улицы выведена бронетехника.

Наиболее остро ситуация сложилась в провинции Басра. Ещё 8 июля группы митингующих блокировали дорогу на месторождение Северная Румейла (эксплуатируется компанией Exxon Mobile), препятствуя доставке персонала и грузов. Прибывшие наряды нефтяной полиции были атакованы камнями и палками, раздались выстрелы. В итоге один местный житель был убит, трое получили ранения. Ответом стали еще более массовые и радикальные действия местных жителей, в основном безработной молодёжи и подростков.

12 июля более 250 агрессивно настроенных молодых людей сумели прорваться на охраняемую территорию на месторождении «Западная Курна-2» и атаковали лагерь компании «Лукойл». Полиция применила оружие, 7 нападавших получили огнестрельные ранения. В тот же день на несколько часов был заблокирован погранпереход «Шаламча» с соседним Ираном. Пресс-служба президента страны выпустила специальное обращение к жителям провинции Басра с призывом к сдержанности и уважению закона, но 13 июля демонстранты блокировали работу порта Умм Каср и перекрыли дорогу на месторождение Маджнун. Обстановка стала близка к критической и потребовала принятия экстренных мер.

Премьер-министр Хейдар аль-Абади прилетел в Басру прямо из Брюсселя, где он принимал участие в саммите НАТО. После совещания с командованием силовых структур провинции глава правительства встретился с шейхами местных племён. Встречу нельзя назвать продуктивной: Х. аль-Абади в очередной раз пообещал выделить из федерального бюджета необходимые средства для скорейшего решения вопроса обеспечения питьевой водой, лидеры племён резонно задавали вопрос, почему ситуация повторяется из года в год, но никакого прогресса нет? 

Здесь надо отметить, что ряд крупных энергетических объектов уже был бы сдан в строй и мог бы существенно облегчить положение иракцев, если бы возводящие их российские компании «Силовые машины», «Технопромэкспорт» (последняя имеет контракт на восстановление двух энергоблоков на ТЭС «Харта» под Басрой) не попали под санкции США и ЕС, в результате чего их деятельность в Ираке была приостановлена. Видимо, эта ТЭС представляла угрозу для Запада…

Список плохих для власти новостей завершили сообщения о переходе части сотрудников нефтяной полиции на сторону митингующих, причем с дополнительными собственными требованиями – приравнять их в правах к служащим федеральной полиции, увеличить денежное содержание, обеспечить расширенным соцпакетом  и т. д. 

14 июля в Багдаде состоялось экстренное заседание Совета национальной безопасности под председательством Верховного главнокомандующего Х. аль-Абади. Принято решение с целью восстановления контроля над обстановкой в провинции Басра и обеспечения охраны стратегических объектов срочно перебросить туда три батальона спецназа (по борьбе с терроризмом), шесть батальонов из состава дивизии быстрого реагирования МВД и несколько армейских бригад. Тем не менее в тот же день протестующие блокировали погранпереход «Сафван» на границе с Кувейтом.

У Хейдара аль-Абади выбор вариантов действий небольшой – на карту поставлена не только его репутация как руководителя государства, но перспектива сохранить этот пост. При этом он находится под сильным разновекторым прессингом, и лавировать ему нелегко. К примеру, Иран уже выдвинул в качестве условия своей поддержки требование «выгнать военных советников и инструкторов США из страны». Аль-Абади был вынужден реагировать: 10 июля он объявил в Багдаде о «начале шагов по сокращению количества иностранных военных советников» с той мотивировкой, что «победа над ИГ в Ираке уже достигнута и им лучше сосредоточить усилия на Сирии» (!). Однако на следующий день на саммите в Брюсселе иракский премьер выступал уже за расширение присутствия сил НАТО, понимая, что для него перспектива остаться главой праительства во многом зависит и от Запада.  

Массовые акции протеста, охватившие полстраны, не могли остаться без внимания ведущих игроков на иракской политической сцене. Наиболее активную позицию занял Муктада ас-Садр, который выступил с рядом громких заявлений. Он призвал правительство «продвигаться вперед с приватизацией электричества с условием передачи его частным иракским или иностранным компаниям», а для начала предоставить бедным деревням и сельским общинам генераторы. Одновременно он объявил, что направит делегацию для переговоров с протестующими, и намекнул, что открыт для проведения «демонстрации миллиона». Это уже прямой намек на акции 2016 года, когда движение ас-Садра мобилизовало сотни тысяч своих сторонников, которые провели массовые акции у «Международной зоны» в центре Багдада, завершившиеся штурмом парламента. Показательна и позиция высшего духовного лидера шиитов Ирака Великого аятоллы Али Систани: «Мы можем только поддержать наших уважаемых граждан в их требованиях, поскольку мы чувствуем их великие страдания» (из пятничной проповеди 13 июля).

На этом фоне незамеченной прошла информация Высшей независимой избирательной комиссии Ирака, что ручной пересчёт бюллетеней в провинциях Мейсан, Зи-Кар, Васит, Дивания, Басра и Мусанна завершён и результаты на 100% совпадают с результатами электронной системы, в отличие от спорной провинции Киркук. 

Фото: Arabian Post

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться