Авианосец John C. Stennis

США угрожают Ирану войной

Группа кораблей ВМС США во главе с атомным авианосцем John C. Stennis подходит к Ормузскому проливу

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Президент Ирана Хасан Роухани, выступая 4 декабря перед населением города Шахруд в провинции Семнан, обратился к Соединённым Штатам с предупреждением, сказав, что если Америка заблокирует экспорт нефти из Ирана, экспортировать её из Персидского залива уже не сможет ни одна страна. 

The Washington Post расценила заявление иранского президента как угрозу закрыть Ормузский пролив. Спецпредставитель Госдепа США по Ирану Брайан Хук отреагировал на предупреждение Х. Роухани в том же ключе, заявив, что Ормузский пролив – это международный водный путь и США «будут продолжать работать со своими партнерами для обеспечения свободы судоходства и свободного потока торговли на международных водных путях».

С 1980-х годов Иран неоднократно предупреждал, что может блокировать Ормузский пролив в ответ на американское давление, но никогда не выполнял свою угрозу. А в речи Роухани Ормузский пролив даже не упоминался. Предупреждение в адрес США прозвучало в связи с намерением администрации Трампа блокировать вывоз иранской нефти из Персидского залива. После того как в Иране были проведены очередные испытания баллистических ракет средней дальности, государственный секретарь Майк Помпео объявил, что эти испытания нарушают резолюцию ООН. Иранские ракеты, согласно заявлению Помпео, имеют дальность пуска, позволяющую «наносить удары по части Европы и где угодно на Ближнем Востоке».

Заявление Помпео иранских дипломатов только рассмешило. Госсекретарь сослался на положения резолюции 2231 (2015) Совета Безопасности ООН, принятой после подписания Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). В ней отменялись положения предыдущих резолюций СБ по иранской ядерной проблеме и устанавливались конкретные ограничения, которые распространялись на все государства без исключения. Никаких дополнительных ограничений для Ирана, включая и его ракетную программу, не вводилось. В мае сего года американцы вышли из СВПД и разорвали это соглашение, нарушив главную договорённость с Ираном, который согласился ограничить свою ядерную программу в обмен на облегчение экономических санкций. 

В ноябре 2018 года США восстановили все предыдущие санкции, отменённые в рамках СВПД, и возобновили эмбарго на экспорт иранской нефти. Европейские союзники эти действия США не поддержали. Так что не Иран, а США в этой санкционной войне оказались в большей изоляции. Крупнейшие импортёры иранской нефти (Китай, Индия, Южная Корея, Япония и Турция) в 2017 году закупили в Иране 70 процентов экспортированных из этой страны нефти и конденсата. Китай занимает почти четверть нефтяного экспортного рынка Ирана. 

Основой иранской политики администрации Д. Трампа остаётся стремление к смене режима в Исламской Республике, но повалить экономику этой страны Вашингтону вряд ли удастся. Да, экспорт нефти из Ирана перед вступлением из-за санкций США уменьшился, но ИРИ продолжает поставлять на рынок довольно большие объёмы этого сырья. По данным CNBC, в июне 2018 года экспорт иранской нефти достиг рекордных 2,7 млн. баррелей в сутки. В сентябре-октябре отмечалось сокращение, но в ноябре заметного падения объёмов вывоза нефти в Иране уже не было. Напомним, что в 1396 году по иранскому календарю (до 20 марта 2018 года) стоимость нефтяного экспорта Ирана составляла 46,931 млрд. долл.

В проекте бюджета на свой новый год иранцы закладывают доходы от продажи нефти всего 25 процентов. Планируется продолжать курс на рост ненефтяного экспорта, не подпадающего под американские санкции. За восемь месяцев текущего иранского года экспорт из Ирана продукции этой номенклатуры составил 31,4 млрд. долл., что на 13 процентов больше соответствующего периода прошлого года. В этой статистике есть и крайне неприятная для Вашингтона тенденция усиления иранских экономических позиций в Ираке. Иранский экспорт в эту страну на сумму 6,7 млрд. долл. показал по сравнению с прошлым годом колоссальный рост (на 66,5 процента). И ещё: из всего объёма экспортируемой Ираком нефти около 37 процентов поступает в Америку, а на полученные от этого деньги иракцы закупают товары в соседнем Иране. Где же американское влияние на Багдад? 

Американские официальные лица обещали довести экспорт иранской нефти до нуля. Однако без блокады Персидского залива (закрытия Ормузского пролива), то есть без применения военной силы, решить эту задачу невозможно. Других вариантов у Вашингтона нет. The Wall Street Journal обращает внимание на готовящуюся в Персидском заливе демонстрацию силы. Сейчас группа кораблей ВМС США во главе с атомным авианосцем John C. Stennis уже подходит к Ормузскому проливу, чтобы обеспечить американцам военное превосходство «на случай враждебных действий Ирана». 

Однако администрация Трампа, сделавшая конфронтацию с Тегераном одним из своих приоритетов, весомых союзников в борьбе с Ираном (кроме Израиля) не имеет. Изолировать Иран американцам не удалось. Об этом и говорил в своём выступлении президент Х. Роухани, заявивший, что «США не смогут разорвать отношения ИРИ с народами региона». А ведь кроме ближневосточного региона Иран развивает отношения и с Европой, и с Китаем, и с Индией. 

Тем не менее обстановка накаляется. Тегеран не планирует менять планы укрепления обороноспособности, и не только в отношении модернизации баллистических ракет. В Иране готовятся к отражению возможной американской агрессии.

Фото: seaforces.org

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться