Речь Посполитая

О бесчинствах шляхты в Речи Посполитой

Из истории шляхетской демократии

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

С некоторых пор в белорусской публицистике Речь Посполитую стали именовать государством «обоих народов». Только не всегда поясняют, кого понимают под «народом», а ведь речь шла не о «поляках» и «литвинах» (или «русинах»), но о «политическом народе» двух соединённых государств. «Народ» этот говорил на польском языке и назывался «шляхтой» (рыцарством). 

Главное место в шляхетской идеологии занимал «гонор» (честь). Речь Посполитая стала страной неуёмного польского гонора, стоявшего выше любых законов. Сами законы действовали здесь исключительно в пользу шляхты. Сословный суд обеспечивал безнаказанность многих поступков, осуждаемых на бумаге. «Польша стоит на безвластии» – эта поговорка XVIII века точно характеризовала режим шляхетской демократии.

В то время, когда при Петре I в Полоцке произошёл инцидент с убийством базилианских монахов, в белорусских и литовских областях шляхтичи творили подобные дела безнаказанно. Издевательства над православными были в обычае, случались повсеместно, но совершались побои, даже убийства и униатских священников, и протестантских пасторов. Почему бы не вспомнить об этих жертвах – ведь в их память никто не совершает крестные ходы, предпочитая славить «золотой век» шляхетской свободы, который справедливее назвать временем бескрайнего произвола.

Высокомерный польский гонор не считался с духовным саном даже униатских священников. С некоторой долей уважения шляхтич относился разве что к латинскому ксендзу по поговорке «что ксендз – то шляхтич, что поп – то холоп». Впрочем, напасть на церковное имение (неважно, какой конфессии), ограбить амбары, увести скот, побить крестьян было обычным рыцарским «подвигом» шляхтича. Даже двор униатского митрополита Леона Заленского в Гродно подвергся в 1697 г. разбойному нападению пинского стольника Доминика Роникера. Он вместе с вооружёнными слугами ворвался в резиденцию митрополита, нанёс побои священникам Александру Петровичу, Стефану Германовичу и Павлу Гомолицкому, которые пытались урезонить нападавших, и учинил погром, оценённый в 8000 польских злотых.

Боруны

Боруны

Случались и более возмутительные преступления. Вот одно из дел того времени, которое разбиралось в Литовском трибунале в 1702 г. Местечко Боруны Ошмянского района издавна славится чудотворным образом Богородицы, который почитают как католики, так и православные. Икона приобрела известность в 1692 г., когда местный шляхтич-землевладелец Николай Песляк под впечатлением от чудес принял духовный сан и заложил каменный храм. По его завещанию здесь был основан униатский (базилианский) монастырь, попечение над которым было передано родственникам – Яну (сыну Николая), Петру, Василию и Якову Песлякам. Ян Песляк должен был принять монашество и закончить начатое строительство, но под видом попечения Песляки стали воровать и продавать драгоценности, заниматься вымогательством денег будто бы на украшение чудотворной иконы. Вырученные средства тратились на попойки и разврат. Дело доходило до того, что в монастыре не оставалось ни одной бутылки вина для совершения литургии – всё тратилось на увеселения. Монахи монастыря Бобрикевич, Богша, Кишчиц и братья Завадские неоднократно убеждали Песляков прекратить эти безобразия, но те не унимались, ходили по кельям и избивали монахов так, что Бобрикевич умер от побоев плетьми. Священник Ромуальд Павловский получил удар обухом по голове, истекал кровью и чуть выжил. Шляхтянку Свидзинскую засекли до смерти розгами. Слух обо всем этом дошел до митрополита Леона Заленского, который лично посетил Боруны и попытался подействовать на «попечителей». Однако те и не думали исправляться. Тогда митрополит отлучил их от Церкви и приказал повесить соответствующий указ на дверях храма, но Песляки сорвали отлучение и принялись поносить митрополита и монахов. В конце концов пьяного Яна Песляка сковали и с подачи митрополита передали дело на рассмотрение Литовского трибунала. Судебный иск оценивался в 300.000 злотых. Слушание закончилось тем, что Песляков лишили права попечительства над монастырём, а денежные претензии монахов-базилиан оставили без удовлетворения. Так это позорное дело сошло преступникам с рук.

Борунская икона

Борунская икона

Характерный случай имел место при отступлении русской армии с территории Литвы в 1708 г. в повете Вилькомирском. В деревне Бимберы, принадлежавшей католическому монастырю регулярных каноников (монахов-священников), произошло нападение на четырёх русских солдат: двое были убиты (тела утопили в соседнем озере, имущество разграблено), а двое убежали. Нападавшими были пан Ежи Кульвинский с двумя сыновьями. Регулярные каноники, опасавшиеся мести русского войска, отправили к Кульвинским делегацию из двух человек. На панском дворе делегатов встретили с саблями и кольями, начали избивать, в результате чего один делегат был ранен, другой от полученных ран вскоре умер. Кульвинские похвалялись сделать то же самое с настоятелем местного костёла Киприаном Войной.

Произвол в Вилькомирском повете творили и католические ксендзы. В 1697 г. католический священник Станислав Липовский, настоятель костёла в Купишках, будучи изрядно навеселе, напал на проезжавшего мимо евангелического проповедника Андрея Лисецкого. Ксендз увёз проповедника в свой дом, приказал связать ему руки и ноги, затем нещадно избивал в течение трёх дней. Напоследок Липовский взял с полуживого Лисецкого расписку, что пострадавший не имеет к нему никаких претензий, и отпустил. Через некоторое время проповедник от полученных увечий скончался. Ксендз остался без наказания.

Эти примеры далеко не исчерпывают случаи шляхетского беззакония. Они служат лишь отдельными иллюстрациями к тем делам, которые творились в Речи Посполитой в условиях шляхетской демократии, показывая, как мало почитались там духовный сан, светские и церковные нормы, международные договоры.