Вентспилсский порт в Латвии

В войне с БелАЭС Литва несёт первые потери

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В последнее время всё чаще белорусские грузы идут в порты Латвии вместо Литвы. Из-за того, что Литва устроила настоящую войну против строительства Белорусской АЭС в Островце, в выигрыше оказалась Латвия. За прошлый год грузооборот белорусских товаров через Латвию вырос на 10% и составляет в настоящее время чуть ли не треть – 27%.

«В последнее время Белоруссия активно занимается грузоперевозками в разных направлениях, и я вижу, что представительство, которое мы открыли в Минске, приносит свои плоды. Сотрудничая с Беларусью, мы грузовладельцам обеспечиваем довольно большую экономию, и, как мы видим, они всё больше и больше предпочитают отправлять свои грузы через Латвию, а не через Клайпеду в Литве», – заявил генеральный директор национальной железнодорожной компании Latvjas Dzelzcels (Латвийские железные дороги) Эдвин Берзиньш.

При этом он отметил, что «конкуренция в настоящее время в отрасли кровавая».

На фоне литовской войны с БелАЭС отношения Беларуси и Латвии заметно улучшились, уже есть планы по сотрудничеству в области энергетики после того, как вступит в строй первый блок атомной станции. 

«Вы понимаете, что выхода к морю у нас нет, и если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию. Надо сделать так, чтобы эта республика удовольствие получала от сотрудничества с Беларусью. Мы люди порядочные, обязательные, они это знают. И если они пойдут нам навстречу по многим вопросам, которые мы им предложим, они будут иметь определённый и немалый эффект», – заявил президент Беларуси в сентябре 2018 года во время назначения нового посла в Латвию, которым стал Василий Маркович.

Напомним, Латвия сделала первый шаг навстречу Минску ещё в начале 2017 года, официально заявив, что не против строительства БелАЭС. За два года Риге удалось перетянуть на себя часть литовского транзита и загрузить собственные портовые мощности. И процесс этот продолжается.

А после вступления в строй БелАЭС Латвия получит не только более дешёвую электроэнергию, но, по мнению экспертов, сможет вернуть калийный транзит в свои порты.

Литва же останется без белорусской электроэнергии, от которой она уже заранее отказалась, а литовский порт Клайпеда потеряет в результате весь белорусский грузовой транзит. 

Впрочем, существует вероятность того, что вскоре большая часть белорусского экспорта нефтепродуктов будет идти через российские порты.

Ещё в августе 2017 года президент России Владимир Путин заявил о необходимости «увязать поставки нефти на белорусские НПЗ с транспортировкой выработанных нефтепродуктов через Россию», обратив внимание на то, что «Беларусь осуществляет экспорт нефтепродуктов в основном через порты стран Балтии».

В конце 2017 года вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко пообещал, что «Беларусь может направить в 2018 году на экспорт через порты РФ до 1 миллиона тонн нефтепродуктов, при  экономической целесообразности такого транзита». Однако и через год основная часть экспорта по-прежнему шла через Прибалтику. Через российские же порты было переправлено только 40 тысяч тонн грузов из обещанного миллиона. Объяснение этому есть – цены на перевалку грузов там ниже.

Однако Россия не оставляет попыток перенаправить белорусский поток через отечественные порты. В настоящее время идёт модернизация терминала «Турухтанные острова» специально под транзит белорусских нефтепродуктов. Окончание работ намечено на 2020 год.

Кроме того, вот уже год действует скидка для Беларуси на перевозку порожних цистерн из-под нефтепродуктов, существуют и льготы на перевозку нефтепродуктов из Беларуси в российский порт Усть-Луга.

Главную причину того, что Минск не спешит менять прибалтийские порты на российские, экономисты видят в том, что Латвия, например, согласна демпинговать и снижать цены, поскольку другого выхода у неё нет – перевозка белорусских нефтепродуктов позволяет сохранить умирающие латвийские порты. В России же рассчитывают, что после ввода в строй «Турухтанных островов» туда удастся перенаправить весь белорусский экспорт нефтепродуктов. При этом следует ожидать, что Минск попытается выбить себе ещё целый ряд льгот.

Соб. корр. ФСК