Недавно Дональд Трамп предлагал депортировать палестинцев из сектора и расселить по разным странам. В самом же анклаве он предлагал создать огромный курорт – «ближневосточную Ривьеру». Теперь президент США вместе премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху работает над другим планом, который позволит завершить войну в Газе и освободить заложников, захваченных террористами ХАМАС. Относительно самой радикальной организации у американо-израильского дуэта тоже есть определенные намерения.
Трамп щедро расточал комплименты Нетаньяху за то, что он успешно завершил 20-месячную операцию против ХАМАС и 12-дневную войну против Ирана. Президента США вовсе не смутило, что успехи в данном случае весьма относительны – палестинские радикалы ослаблены, но не разгромлены. Что же касается, Ирана, то о победе можно говорить лишь с большой натяжкой, ибо территория Израиля подверглась значительным разрушениям.
Но Трамп хвалил Нетаньяху не просто так. Он считает, что израильский премьер за свои нынешние заслуги достоин прощения за свои прошлые прегрешения. А именно – израильская Фемида должна отменить уголовное преследование Нетаньяху и «забыть» его нарушения закона!
Это не только забота о Нетаньяху. С его помощью Трамп получил оглушительные овации всего мира, когда буквально по щелчку его пальцев была прекращена война Ирана и Израиля. Теперь президент США хочет ошеломить мир новой победой – установить мир в Газе. И тоже в соавторстве с Нетаньяху. Если это произойдет, то такого благодетеля просто невозможно судить за какое-то мошенничество и какую-то коррупцию.
Как обычно, Трамп хочет больше, чем позволяет реальность. Посредники, участвующие в переговорах о прекращении огня и освобождении заложников между Израилем и ХАМАС, заявили, что в этом вопросе не достигнуто никакого прогресса. Специальный посланник Трампа на Ближнем Востоке Стив Уиткофф раздраженно заметил, что ответ ХАМАС был «совершенно неприемлемым» и «только отдаляет нас от цели».
По сообщению газеты The Times of Israel, террористические группировки в секторе Газа удерживают 50 заложников, в том числе 49 из 251 человека, похищенного террористами ХАМАС 7 октября 2023 года. Среди них по меньшей мере 28 человек, смерть которых подтверждена ЦАХАЛ. Считается, что 20 человек живы, и есть серьезные опасения за благополучие ещё двоих. ХАМАС также удерживает тело солдата ЦАХАЛ, убитого в Газе в 2014 году. Трудно говорить об этом без эмоций…
Террористы понимают, что как только они отдадут пленников, с ними никто не будет церемониться. И потому тянут время, оттягивают освобождение заложников. Они – их последняя надежда оказывать какое-то влияние на происходящее в Газе.
По замыслу Трампа, как только решится вопрос с заложниками, премьер-министр Израиля должен объявить о завершении войны в секторе, остановить военную операцию и поддержать идею создания будущего палестинского государства при условии проведения реформ Палестинской администрацией. И потребовать, чтобы ХАМАС был навсегда изгнан из сектора.
Обойдем вопрос, каким образом это произойдет. Но, вероятно, и на этот случай у США определенные политические и военные инструменты. Перейдем к следующему вопросу – кто будет заниматься восстановлением и руководством сектора. Эту роль в своей сделке Трамп отводит четырем арабским странам. Названы ОАЭ и Египет, остальные две пока содержатся в тайне.
Еще одна деталь: в рамках восстановления Газы его жители, желающие эмигрировать, будут приняты в нескольких, опять же в неназванных странах.
Известно, что президент США неохотно отказывается от своих замыслов. И потому кажется, что в новой сделке Трампа таятся контуры старой, неосуществленной. Вряд ли названные и неназванные страны будут руководить сектором из чисто альтруистических побуждений. Конечно, им нужен хороший стимул, а лучше – большая выгода. В чем она может состоять? Не в строительстве ли той самой «ближневосточной Ривьеры», о которой мечтает Трамп?
Возможно, он обещал будущим инвесторам нечто другое, но опять же очень привлекательное. Снова за счет жителей Газы, которых Трампу очень хочется прогнать из родных мест.
Другим жителям Западного берега реки Иордан он ничего не обещал. А вот Израилю посулил: признать его суверенитет над этой территорией. При этом сами палестинцы должны быть довольны. Как и другие страны, которые согласятся, по замыслу Трампа, установить связи с Израилем в рамках Авраамских соглашений.
Над этим сейчас усиленно работает Уиткофф. О своих задачах он говорит уклончиво и намекает, что готовятся соглашения с «рядом стран, о которых люди, возможно, никогда бы не подумали». Однако известно, что в их числе – Сирия, с которой Израиль люто враждовал в течение многих десятилетий. И Ливан, территория которого не раз становилась ареной сражений израильской армии с Организацией освобождения Палестины, а позже с «Хезболлой».
США рассчитывают, что в Авраамовы соглашения войдет Саудовская Аравия. Но, по мнению газеты The Wall Street Journal и других источников, этого не произойдет, пока Израиль не уладит все дела в Газе и не признает палестинское государство.
Другие претенденты на заключение партнерских отношений с Израилем – Армения и Азербайджан. Но и тут есть тернии. Обе страны сотрудничают с Ираном, который, конечно, не будет в восторге, если его партнеры сблизятся с их давним врагом.
У Азербайджана тесные отношения с Турцией, и ее лидер Реджеп Эрдоган то и дело бросает гневные тирады в адрес Израиля. Но вряд ли он будет протестовать против усиления сотрудничества Баку и Тель-Авива. Ведь инициатива исходит от Трампа, а с ним Эрдоган спорить не будет.
Пожалуй, никогда в своей истории Израиль так не нуждался в мире, как сейчас. Еврейское государство сильно измотано постоянными столкновениями с радикалами, тяжелым испытанием для экономики стала война с Ираном. Израилю нужна передышка, ей требуются надежные партнеры на Ближнем Востоке и в ближайшем пространстве. Это понимает руководство, такого же мнения придерживаются большинство жителей республики, уставшие от ощущения постоянной опасности.
…Американский президент, который, как всегда, торопится: у него на примете еще несколько многообещающих сделок. Трамп объявил, что вопрос с Газе должен быть решен в течение недели. Хотя есть большие сомнения, что это получится – слишком много в его плане подводных камней. Но он вдохновлен своей миссией миротворца и уверен, что преодолеет все преграды.
Уиткофф заявил, что Трамп мог бы стать первым человеком, который занимает пост президента США и одновременно является премьер-министром Израиля. Звучит иронично, однако с его приходом в Белый дом внешняя политика еврейского государства стала очень зависимой от мнения Трампа. Он диктовал свои решения кабинету министров Израиля, решал, когда ему начинать войну с Ираном и когда закончить. Трамп даже пытался давить на судебные органы, как было в случае с Нетаньяху, когда он потребовал снять с него все обвинения. Наверняка впереди и другие прецеденты.