Маршал Советского Союза Георгий Жуков. Фото из семейного альбома

Полководцы Победы – снимки из семейных альбомов

Их военное искусство превзошло опыт военачальников вермахта

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

На сайте Министерства обороны России опубликована подборка уникальных семейных фотографий советских военачальников. Благодаря усилиям Фонда памяти полководцев Победы, а в нём работают преимущественно дети и внуки полководцев, оставивших яркий след в истории Великой Отечественной войны, широкий круг интернет-пользователей заглянул туда, куда посторонних людей обычно не допускают, – в семейные альбомы.

Суровые, властные командиры, владевшие искусством управления сотнями тысяч людей, предстают в семейной, домашней обстановке в совершенно необычной ипостаси – мужей, буквально сдувающих пылинки со своих боевых подруг, растроганных дедов, позволяющих внукам вить из себя верёвки. В кадр они попали на отдыхе у моря, с ружьем или удочкой в руках, за шахматной доской, в разгар биллиардного сражения, в танце под патефон…

Маршал Советского Союза Жуков и Главный маршал авиации Вершинин, Главный маршал бронетанковых войск Бабаджанян и генерал армии Гусаковский, маршал авиации Ефимов и маршал бронетанковых войск Полубояров – эти и другие крупные военачальники, чьи фото приводятся в подборке, олицетворяют собой образ Великой Победы, 74-ю годовщину которой мы  торжественно отмечаем 9 мая 2019 года.

При их виде в непарадной, будничной обстановке всё же хотелось бы избежать банальностей: мол, маршалы тоже люди и ничто человеческое им не чуждо. Тут дело совсем в другом. Сюжетов, которые представлены в подборке, у каждого в личных альбомах изрядно, но интересны они только нам самим да узкому кругу близких. А фото маршалов и генералов, представленных в названной подборке, наверняка захотят увидеть очень многие. Секрет прост: прежде чем маршал Рокоссовский, опоясанный патронтажем, присел, находившись с ружьем, отдохнуть на полянке или маршал Малиновский, облачённый в монгольский национальный костюм раскрыл объятия при виде своих боевых друзей, они стали фигурами легендарными, поднялись в сознании народа на такую высоту, когда любая деталь их внешнего облика, поведение, привычки, даже слабости вызывают повышенный интерес.

Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза К. Рокоссовский

А фигурами легендарными они стали благодаря не имиджмейкерам и не угодливым журналистам, а исключительно благодаря своим делам, своему уникальному таланту военачальников. И именно этим они интересны в первую очередь. Именно они – маршалы и генералы Победы, благодаря их ярко проявившемуся в годы Великой Отечественной войны полководческому дарованию, опиравшемуся на многолетнюю и систематическую армейскую службу и хорошее профессиональное образование, превзошли военное командование самого опасного в ХХ столетии врага – нацистской Германии.

Советские полководцы оттачивали свой талант не в вакууме, им противостояла одна из сильнейших армий мира – вермахт. Отечественное военное искусство на первом этапе войны уступало сильной немецкой военной школе. Как откровенно писал Г.К. Жуков, «с первых моментов войны советскому командованию пришлось иметь дело с такими категориями стратегии и оперативного искусства, которое практически ему не были хорошо знакомы. Всем нам пришлось уже в ходе войны во многом осваивать науку и практику управления войсками». И далее: «В этом вопросе советское командование находилось в менее выгодном положении, чем командование немецких войск, которое к нападению на Советский Союз имело достаточную практику в управлении войсками в современных условиях. С ростом общего превосходства наших вооруженных сил над немецко-фашистскими войсками возрастало искусство управления живой силой и военной техникой».

Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза А.М. Василевский

Начиная с осени 1942 г., все крупные наступательные и контрнаступательные операции советского командования отличались оригинальностью, решительностью, стремительностью и полной завершённостью. Важнейшей отличительной чертой советской стратегии в 1944–1945 гг. была её исключительная активность. Если в первом и частично во втором периодах войны Красная армия переходила в наступление чаще всего после того, как исчерпывались наступательные возможности немцев, то кампании на заключительном этапе войны сразу же начинались мощным наступлением советских войск.

Чем завершилось противоборство двух армий, двух полководческих школ – хорошо известно. Вот как отзывался по этому поводу один из самых умных наших противников – бывший до 1942 г. начальником Генерального штаба сухопутных войск вермахта генерал Ф. Гальдер: «Исторически небезынтересно исследовать, как русское военное руководство, потерпевшее крушение со своим принципом жесткой обороны в 1941 г., развивалось до гибкого оперативного руководства и провело под командованием своих маршалов ряд операций, которые по немецким масштабам заслуживают высокой оценки, в то время как немецкое командование под влиянием полководца Гитлера отказалось от оперативного искусства и закончило его бедной по идее жесткой обороной, в конечном итоге приведшей к полному поражению... Над этим периодом в качестве приговора стоит слово, высказанное русской стороной в процессе резкой критики действий немецкого командования: порочная стратегия. Это нельзя опровергнуть».

Раз уж у нас зашёл разговор о военной элите в быту, нельзя не сказать, что высшие военачальники Красной армии были людьми умными, разносторонне развитыми, проявляя себя так не только на полях сражений, но и в повседневной жизни. Умными, волевыми, находчивыми, при необходимости умевшими перевести серьёзную жизненную проблему в план юмора. Сошлёмся на пример маршала Баграмяна (его фото также есть в подборке снимков, представленных Минобороны).

Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза И.Х. Баграмян

Этот случай произошёл с ним в 1946 г. на первой сессии Верховного Совета Латвийской ССР (как командующий Прибалтийским военным округом Иван Христофорович был избран депутатом Верховного Совета Латвии). Председательствующий, желая подчеркнуть несоветское прошлое республики и явно фрондируя, открыл заседание на латышском языке. Несколько следующих ораторов тоже выступили по-латышски. В зале это вызвало недоумение – далеко не все депутаты, прибывшие на работу в республику со всех краев Советского Союза, знали латышский язык. Тогда слово попросил Баграмян. Он поднялся на трибуну и заговорил… по-армянски. И сразу стало ясно, что единственным языком общения между представителями разных народов в этом зале может быть только русский. На русском языке депутаты Верховного Совета Латвийской ССР общались в том заседании и дальше.  И кто мог знать, что через несколько десятков лет языковая проблема станет остро политической?

А таких примеров в биографии любого из полководцев Победы немало. Они оттеняют грани характера, подчёркивают те или иные стороны личности. Благодаря публикации на сайте Минобороны наши представления о военачальниках Великой Отечественной станут ещё чуть богаче, а их образы – более объёмными, стереоскопичными.

Фото: mil.ru

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться