Нормандский формат переговоров по Донбассу не устраивает прозападное руководство Литвы

Всадник без головы – Литва против мира в Донбассе

Риторика младоевропейцев делается нервной

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

В Вильнюсе с удовлетворением отметили, что на встрече в нормандском формате в Париже президент Украины «не подстелился» под российского лидера, как и учил Владимира Зеленского 27 ноября в беседе с глазу на глаз президент Литвы Гитанас Науседа.

Гитанас Науседа

10 декабря Аста Скайсгирите, советник Науседы по вопросам внешней политики, в интервью сетевому изданию 15min подвела «литовскую черту» под встречей четырёх: «Украинская сторона, как ей и советовал Гитанас Науседа, договорилась об обмене пленными и о прекращении огня до Рождества. Однако не удалось договориться о выводе российской армии с территории Донбасса и о переходе к Киеву полного и абсолютного контроля над этой территорией».

В тот же день президент Науседа, говоря о парижской встрече, подчеркнул: «Я считаю, что требование Украины «сначала границы, потом выборы» во всех смыслах более чем обоснованное».

Литовский лидер – за переписывание Минских соглашений. Между тем президенты Франции, России, канцлер ФРГ неоднократно отмечали, что этим соглашениям «нет альтернативы». По словам В. Путина, «каждый пункт договоренностей увязан друг с другом, и попытки переписать Минские соглашения приведут к тупику». Что касается контроля над границей (между  РФ и ДНР/ЛНР), который так беспокоит Науседу, то минские договорённости определяют: Украина обретёт его на следующий день после выборов в «отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (в Донецкой и Луганской республиках).

Участники переговоров в Париже выступили, как известно, за внесение изменений в Конституцию Украины по «формуле Штайнмайера». Пресс-служба Эмманюэля Макрона сообщила: «Стороны считают необходимым включить «формулу Штайнмайера» в украинское законодательство в соответствии с вариантом, согласованным в рамках «нормандской четвёрки» и Трёхсторонней контактной группы». Базой этой формулы  являются подписанные в Минске документы. Предусмотрены  также разведение сил к концу марта 2020 года в трёх точках Донбасса, режим прекращения огня и обмен удерживаемых на Донбассе «всех на всех» до конца года, предоставление Красному Кресту «полного и безусловного доступа ко всем удерживаемым лицам».

Однако небольшие положительные результаты переговоров по Донбассу литовскую сторону не интересуют – Вильнюсу справиться бы со страхами насчёт «российской угрозы». «Мир на Украине любой ценой для нас неприемлем», – заявил 10 декабря депутат парламента консерватор Жигимантас Павилёнис.

Жигимантас Павилёнис

Жигимантас Павилёнис

Неважно, что на Украине националисты сейчас сильнее главы государства, что при определённом развитии событий в Донбассе может повториться трагедия югославской Сребреницы. Важнее сохранить напряжение на линии Зеленский – Путин. Отсюда звучащие из Вильнюса утверждения о том, что президент Украины тайно прокладывает «путь к капитуляции на востоке и юго-востоке». «Хозяин Кремля, – заявляют литовские консерваторы, – отправивший на Украину 25 тысяч военных и оккупировавший часть её территории, сидит за одним столом с другими европейскими лидерами, рассуждает о перемирии в том самый момент, когда в Донбассе его солдаты убивают защитников своей страны. Разве это не фарс?»

«Нельзя пожимать руку диктатору!» – повторяют «искренние друзья Киева» из Литвы, упрекая Зеленского за рукопожатие с Путиным; только полной изоляцией России можно заставить её «сложить оружие» в Донбассе (как и с кем Литва собирается «изолировать» Россию, от этих политиков не услышишь). «Не договариваться с диктатором-оккупантом, а, наоборот, заниматься реформами, создать успешную Украину, показать, что военное вторжение РФ есть громадная ошибка для самих россиян, смело шагнуть в Европейский союз и НАТО – вот лучший ответ Кремлю», – учит бывший премьер-министр Литвы, а ныне депутат Европейского парламента Андрюс Кубилюс.

Андрюс Кубилюс

Андрюс Кубилюс

Мы уделяем столько внимания антироссийским настроениям в маленьком литовском политикуме лишь потому, что здесь более откровенно, чем среди опытных представителей старой Европы, отражаются распространённые на Западе взгляды. Цитируем дальше: «Наказывать, наказывать и наказывать Россию санкциями до тех пор, пока она не поймёт, что своих головорезов нужно вывести из Донбасса. Только тогда можно говорить о контроле над границей... Литва, как и все цивилизованные страны, поможет Киеву возродить освобождённые территории. А следом можно будет вести речь и об отмене санкций в отношении Москвы».

Ну да, Литва поможет Киеву. Литовцы лучше знают, как вести себя европейским лидерам: «Они не сказали: "Владимир, там твои военные. Убери их!" Агрессор не был назван агрессором».

Ещё больше официальный Вильнюс огорчён тем, что за столом переговоров по Донбассу нет Америки: «США самоизолировались. В Париже не было сильного переговорщика. А когда нет силы, то на первый план выходят другие игроки, пусть даже они и много слабее Вашингтона».

И буквально на следующий день после саммита в Париже к традиционному набору трескучих аргументов о «необходимости освободиться от многовековых оков Кремля в пользу свободы и демократии», об «обязанности украинцев самостоятельно решать судьбу своего государства», об «исторической предопределённости евроатлантической интеграции Киева» добавился новый аргумент – уже откровенное издевательство над здравым смыслом: помочь Украине нужно потому, что «вооружённая агрессия России спровоцировала рост национализма на Украине».

 

 

Старой Европе, если там есть силы, заинтересованные в мире на континенте, а не в создании перманентного конфликта у границ РФ, придётся, конечно, разбираться с новым обострением нервной риторики младоевропейских партнёров.