Министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди и госсекретарь США Майк Помпео

Майк Помпео в Нур-Султане и Ташкенте

Американская разведка боем

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Присмотрев за киевскими воспитанниками и постаравшись очаровать Александра Лукашенко, госсекретарь США Майкл Помпео перелетел в Центральную Азию – в Казахстан и Узбекистан.

В Казахстане он встретился и с действующим президентом Касым-Жомартом Токаевым, и с руководителем МИД Мухтаром Тлеуберди, и с репрессированными казахами Синьцзяна и, конечно, с Елбасы.

Министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди и госсекретарь США Майк Помпео

Судя по официальным сообщениям, Помпео искал в подбрюшье России пути налаживания связей с Казахстаном, что, надо сказать, несколько странно, так как в разговорах с руководством Акорды американский госсекретарь признавал, что у США и Казахстана «прекрасные экономические отношения» и даже приводил примеры «прекрасного».

Кольцо визитов Помпео вокруг России больше походило на разведку боем. В Государственном департаменте США рассматривают возможность превратить Казахстан в место, откуда Запад в недалёком будущем сможет противостоять Китаю и России.

Главной целью визита в Казахстан американского госсекретаря представляется попытка добиться усиления трений между Китаем и Казахстаном путём настойчивого выражения озабоченности ситуацией в Синьцзян-Уйгурском автономном округе (СУАР): американцы настойчиво говорят о нарушении прав казахов и мусульман, закрываемых в «лагерях перевоспитания» в Синьцзяне. «Соединенные Штаты настоятельно призывают все страны присоединиться к нам в стремлении немедленно положить конец этим репрессиям», – воззвал Помпео и похвалил Казахстан за отказ выдавать Китаю перебежчиков.

Помпео встречается с казахскими беженцами из СУАР

Помпео встречается с казахскими беженцами из СУАР

Надо добавить, что визиту в Казахстан предшествовало заявление Помпео, назвавшего Коммунистическую партию Китая «центральной угрозой современности».

В Вашингтоне хорошо известны антикитайские настроения среди казахских национал-патриотов, особенно усилившиеся в последнее время. В сентябре в Нур-Султане, Алма-Ате, Караганде, Шимкенте, Актобе и Жанаозене прошли акции протеста, участники которых требовали остановить экспансию Китая. Однако Китай для Казахстана – крупнейший экономический партнёр, а проблема Синьцзяна – прежде всего проблема уйгурских исламских радикалов и уйгурского сепаратизма, и США, кажется, готовы содействовать усугублению этих угроз.

В 2019 году президент Казахстана К.-Ж. Токаев, находясь с визитом в Пекине, заявил, что события в СУАР – внутреннее дело Китая. На этой позиции власти Казахстана остаются. Однако Вашингтон исходит из того, что переход власти в РК ещё не завершён и физический уход опытного и умного Елбасы, которому в этом году должно исполниться 80 лет, может открыть перед Соединёнными Штатами перспективы не меньшего влияния на Казахстан, чем на Украину.

Не зря Помпео напевал Токаеву, что ждёт от него амбициозных реформ, направленных на развитие экономики и демократии: мол, Казахстан является «лидером в Центральной Азии, на которого США полагаются как на надежного партнера».

Конфликтный потенциал в республике растёт, а «революционные подсказки» в Вашингтоне готовы сделать всегда. Однако смогут ли американцы перетащить на свою сторону элиту Казахстана?

Пока Елбасы и Комитет национальной безопасности сдерживают местных сторонников «евроатлантической демократизации», американцы запускают первый вариант – пытаются перебить Москву капиталовложениями в Казахстан. Видимо, это и подразумевал Помпео, когда говорил о налаживании экономических связей. «Мы полностью поддерживаем свободу Казахстана выбирать, с какой страной вести бизнес, но я уверен, что наибольшую прибыль страны получают тогда, когда сотрудничают с американскими компаниями», – сказал он.

Товарооборот между Казахстаном и США растёт и составляет около 2 млрд долларов, американские инвестиции достигли рекордных $45 млрд. К этому можно добавить «соблазняющие» разговоры, которые Помпео вёл в Нур-Султане: о том, что Страна Великой Степи напоминает ему его родной Канзас; о том, что Госдеп постоянно ищет варианты «избежать распространения антироссийских санкций на юридические и физические лица Казахстана».

Встреча С5+1

Разложив все яйца в нужные корзины, Помпео двинулся в Ташкент на встречу в выдуманном американцами формате «С5+1». Этот визит был тоже насыщен «китайской тематикой». Здесь объектами обаяния Помпео стали президент Шавкат Мирзиёев и министр иностранных дел Абдулазиз Камилов, которым были обещаны поддержка при вступлении в ВТО, миллион долларов на поддержку реформ финансового сектора и «наполнение новой эры стратегического партнерства практическим и конкретным содержанием»

Естественно, Ташкент с его ориентацией на Пекин для целей противостояния с Китаем не годится, но он может быть противовесом в играх Вашингтона с Казахстаном. Конкуренция за лидерство в Центральной Азии находится в зоне внимания США; главным здесь считаются отношения центральноазиатских столиц с Москвой и роль Нур-Султана и Ташкента в переговорах с представителями конфликта в Афганистане.

В этих условиях превентивно-параллельный «помпееву нашествию» приезд в Алма-Ату премьер-министра России Михаила Мишустина для участия в Евразийском межправительственном совете и переговоров с премьер-министром Казахстана Аскаром Маминым, а также визит Сергея Лаврова в Бишкек выглядят весьма своевременными.

Заглавное фото: informburo.kz