В отношениях с Японией следует вернуться к realpolitik

В отношениях с Японией следует вернуться к realpolitik

Призыв Токио представить территориальные притязания Японии к России «общенациональной задачей» не должен остаться без ответа

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Новый премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга сходу взялся за «решение проблемы северных территорий», как официальный Токио, стремясь обойти содержащийся в Сан-Францисском мирном договоре 1951 года отказ страны от всех Курил, произвольно именует возвращенные в 1945 году СССР и ныне принадлежащие РФ острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и гряду Плоские, Хабомаи по-японски.

Не найдя ничего оригинального, Суга повторяет риторику своего патрона Синдзо Абэ о «необходимости разрешить проблему, не оставляя ее последующим поколениям». Именно такими словами Суга призывал в телефонном разговоре президента РФ Владимира Путина «вернуть» Японии южные Курилы. Дабы обеспечить согласие российского лидера продолжать переговоры по «территориальному вопросу», Суга, как и Абэ, согласился «положить в основу этих переговоров Совместную декларацию 1956 года», куда по настоянию Хрущева было включено согласие после подписания мирного договора передать Японии в виде жеста доброй воли находившиеся в составе СССР острова Малой Курильской гряды – Шикотана и Хабомаи.

Пока нет реакции российского руководства на то, что почти одновременно с обещанием премьера Суги «решать вопрос» на основе «хрущевского компромисса» японское правительство сделало следующее официальное заявление: «В курсе Японии на решение с Россией территориальной проблемы и подписание мирного договора изменений нет. Наша страна обладает полным суверенитетом над северными территориями. В этой незыблемой позиции Японии, а также в том, что предметом мирных переговоров с Россией является возврат Японии всех четырех островов, никаких изменений также нет». Трудно представить, что в Кремле и на Смоленской площади не видят столь явного противоречия этого заявления с так называемыми сингапурскими договоренностями и не делают соответствующих выводов.

Далекими от подлинных замыслов японского правительства были и многозначительные утверждения российских СМИ, включая правительственные, о том, что, соглашаясь «основываться на Совместной декларации 1956 года», Абэ якобы «пошел на серьезные уступки» и чуть ли не отказался от притязаний на наиболее крупные и освоенные острова Большой Курильской гряды – Кунашир и Итуруп. Суга же еще при премьерстве Абэ неизменно заявлял о «суверенитете Японии на всех северных территориях» и отказываться от этой «принципиальной позиции» не намерен. А посему мудрствования о мифических «сингапурских договоренностях» пора прекратить и строить отношения с нашей дальневосточной соседкой не на иллюзиях, а на основе realpolitik.

Суга, похоже, так и делает, хотя пока вынужден продолжать маневры Абэ, направленные на то, чтобы склонить Москву к уступкам. Ведь о «сингапурских договоренностях» он говорил с Путиным со слов своего патрона и его сомнительных советников по России. Сам же он, будучи опытным партийным и правительственным бюрократом, понимает, что при его правлении никаких островов от России Токио не получит. Знает он и о том, что японцы уже не верят обещаниям своих правительств «вот-вот вернуть северные территории». Но что-то делать надо, вот Суга и решил активизировать пропаганду внутри страны, не жалея на это средств.

А необходимость в этом есть, ибо все меньше японцев, особенно молодежь, соглашаются участвовать в «борьбе за возвращение исконных японских территорий». Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на фотографии демонстраций по центральной улице Токио – Гиндзе, где раза два в году марширует с плакатами «Верни северные территории!» жалкая сотня активистов. Не помогают ни осуществляемые за счет государственной казны поездки школьников и учителей на север Хоккайдо, где они наблюдают русские Курилы в огромные бинокли и вынуждены выслушивать «лекции», доказывающие «права Японии на острова». Ни ежегодно проходящие конкурсы сочинений на тему ностальгии по утраченным землям, ни замазывание в школьных картах «северных территорий» в цвет Японии, ни всевозможные «сувениры» с реваншистской тематикой. За годы работы в Японии у меня накопилась целая коллекция таких «сувениров»: шариковые ручки, одноразовые зажигалки, брелоки для ключей, декоративные тарелки, детские игрушки, майки и даже… мыло с изображением островов и лозунга «каэсэ!» («верни!»). Не могу забыть курьезный случай на Хоккайдо, когда активист «движения за возвращение северных территорий» пытался всучить мне такую сувенирную ручку в полиэтиленовом пакете с пропагандистскими материалами и на мой отказ принять жалобно просил: «Ну подарите кому-нибудь, мне же надо распространить…» Пришлось пожалеть и взять для коллекции.

Безразличие основной массы японцев к навязываемой им правительством пропаганде заставляет Сугу «обратиться к нации», по сути, с призывом «вступать в ряды борцов за северные территории». На днях он принял в своей официальной резиденции губернатора северного острова Хоккайдо Наомити Судзуки и представителей «Ассоциации бывших жителей островов Тисима (Курильских островов. – А.К.)» во главе с ее председателем Кимио Ваки.

Губернатор Судзуки передал премьеру официальное письмо, в котором содержится требование скорейшего решения «территориальной проблемы» с Россией. В обращении к главе правительства Японии, в частности, говорится: «Мы хотим, чтобы вы с решительных позиций и с сильной волей продвигали бы переговоры вперед и как можно быстрее добились решения этой проблемы».

Как сообщает одна из ведущих газет Японии «Майнити симбун», «на встрече премьер сообщил, что во время своего первого телефонного разговора с президентом Путиным стороны сошлись во мнении о необходимости продолжать диалог (о Курилах? – А.К.). Суга заверил губернатора и сопровождавших его лиц, что приложит все силы в интересах бывших жителей островов». При этом премьер-министр определил противоречащие международным документам притязания японского правительства на российские острова ни много ни мало как «общенациональную задачу народа Японии». Он во всеуслышание заявил: «75 лет после окончания войны между Японией и Россией не решена проблема северных территорий. Проблема северных территорий является проблемой всего японского народа».

Следует отметить, что территориальные притязания Токио сопровождаются оскорбляющими нашу страну и ее вооруженные силы обвинениями в «государственном мародерстве», «преступном захвате чужих земель», «жестоком обращении с военнопленными и гражданскими лицами». Избранная Сугой политическая линия на вовлечение в борьбу за утраченные по итогам войны территории с подобными «лозунгами» неизбежно приведет к дальнейшему нагнетанию реваншизма, русофобии и ненависти к соседнему народу.

За примерами далеко ходить не надо. Почти одновременно с объявлением Сугой «общенациональной борьбы за северные территории» в средней школе города Куробэ, что в префектуре Тояма, для учеников состоялся лекторий на тему «Необходимость возвращения северных территорий Японии». Как сообщает популярный в стране портал Yahoo News Japan, активисты «движения за возвращение северных территорий» рассказывали школьникам об «исторических основаниях принадлежности северных территорий» Японии, о старении бывших японских жителей островов, об активной «россиизации» островов, проводимой Россией. Призывая детей принять участие в «движении за возможно более скорый возврат северных территорий Японии», один из лекторов Нано Маясита заявлял: «Когда исчезнет то поколение, которое может передать своим потомкам всю правду об островах, территориальная проблема постепенно отойдет в вечность и умрет. Добиться ее решения должно молодое поколение нашей страны».

Другой лектор Ноноха Канамори, рассказав школьникам о движении за возврат островов, сетовал на то, что «к сожалению, у многих молодых японцев отмечается пассивное отношение к участию в этом движении». Он призвал школьников «целеустремленно участвовать в движении за возвращение северных территорий».

Портал приводит небезынтересный факт о том, что город Куробэ является побратимом главного центра «борьбы за северные территории» - хоккайдского города Нэмуро, названного в статье местом, где идет «активная работа по воспитанию нового поколения продолжателей этого движения». «Некоторые из молодых его участников даже имели опыт посещения северных островов в ходе безвизовых поездок и теперь выступают с лекциями по стране. Большинство из них являются активными членами «Молодежного общества по изучению северных территорий», существующего в Немуро», – сообщает Yahoo News Japan.

А граждан нашей страны российские СМИ убеждают, что начатые по указанию Горбачева после его визита в Японию в апреле 1991 года «безвизовые поездки» японцев на южные Курилы имеют-де чисто «гуманитарный характер» из сочувствия к японским старикам, желающим поклониться находящимся на Курилах могилам родственников. В действительности «безвизовые поездки» используются японскими властями для дальнейшего разжигания страстей по поводу «северных территорий». Кроме того, как хорошо известно МИД РФ и местным российским властям, на наши острова свободно, вопреки существующим иммиграционным правилам, прибывают не имеющие отношения к посещению могил японские чиновники, пропагандисты и активисты «движения борьбы за северные территории». Можно вспомнить оказавшегося в группе «безвизовых посетителей» депутата японского парламента Ходака Маруяму, который, находясь на нашей территории, призывал «отбить Курилы войной».

Призыв премьер-министра Суги представить территориальные притязания Японии к нашей стране как «общенациональную задачу» не должен остаться без ответа. Отчаявшись получить острова мирным, дипломатическим путем, Токио намерен вовлечь в противостояние с нашей страной широкие народные массы, и это только серьезно затруднит движение к добрососедству и сотрудничеству.

Фото: aniva.ru