Контейнеры – точка входа России в мировые потоки товаров с высокой добавленной стоимостью

Что делать с оценками «учителей» мировой экономики?

Контейнеры – точка входа России в мировые потоки товаров с высокой добавленной стоимостью

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Сегодня наиболее актуальным направлением развития транспорта в мире является контейнеризация грузовых перевозок. Контейнеры, вобрав в себя практически всю мировую торговлю несырьевыми товарами стали новой единицей измерения экономики, точкой входа России в мировые потоки товаров с высокой добавленной стоимостью.

Обратим внимание на принятую в этой сфере единицу измерения: TEU (twenty-foot equivalent unit). Русский вариант – ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент, 20 футов = 6,1 м). В ДФЭ измеряют объёмы транспортных потоков, пропускную способность терминалов, вместимость транспортных средств.

Свою беседу с основателем ПАО «ТрансКонтейнер» (ведущая компания этой сферы в России) Петром Васильевичем Баскаковым, выпускником Московского института инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ), кандидатом технических наук, носящим звание «Почётный железнодорожник» и отмеченным государственными наградами за организацию контейнерных перевозок в России, я начал с роли контейнерных перевозок при оценке состояния экономики:

И.Ш. Есть широкий запрос на объективные показатели состояния экономики, ведь цифры ВВП, ВВП с учётом паритета покупательной способности, индексы, учётные ставки, курс доллара, евро часто подводят. А чем оборачивается диктат рейтинговых агентств! Правительства уходят в отставку на основании кем-то выставленных оценок: «Эти успешны, эффективные менеджеры, а те – нет». Такие «учителя» расставляют «отметки», косясь на индексы бирж. А у самих депрессия, банковский кризис. Оказалось, финансовые пузыри в экономике были надуты миллиардами «консалтинговых услуг». И что делать с такими оценками?! Разве ваш контейнер, Пётр Васильевич, живущий в мире реальной экономики, не более надежная единица измерения?

П.Б. Да, уровень контейнеризации – более надёжный критерий развития экономики по сравнению с биржевыми товарами. Чем выше уровень контейнеризации страны, тем более она развита в промышленном отношении. Эта связь подтверждается многими цифрами. За последние 35 лет мировая экономика выросла в 3 раза, мировая торговля – в 8,7 раза. А контейнерные перевозки – в 23 раза! Более 50 % грузов в международной торговле перевозится контейнерами. Мы, контейнерщики, являемся не только показателем развитости экономики, мы суть сама экономика, сама промышленность. Например, сборка iPhone – это 200 поставщиков из разных стран. Boeing-787 – это уже 26500 партнёров, поставщиков комплектующих, подвозимых контейнерами. Мировая конкуренция диктует. Главные контейнерные потоки в мире выглядят так:

1. Дальний Восток – США, 27,7 млн ДФЭ/год;

2. Дальний Восток – Европа, 24 млн ДФЭ/год;

3. США – Северная Европа, 5,5 млн ДФЭ/год.

Возможное участие России – поток № 2. На российских флангах этого маршрута в 2019 году находились: Петербург – 2,2 млн ДФЭ, 84-е место в мире.; Владивосток – 1 млн ДФЭ, 170-е место (для сравнения: 1-е место Шанхай – 43,3 млн ДФЭ; 11-е место  Дубай – 14,1 млн ДФЭ...

По российской территории проходят международные транспортные коридоры:

– МТК «Восток – Запад», его основа Транссиб и железнодорожные направления на Мурманск, Архангельск, балтийские порты;

– МТК «Север – Юг», соглашение подписали ещё в 2000 г. Россия, Индия, Иран и Оман, позже к ним присоединились Белоруссия, Украина, Казахстан. Участок РЖД здесь – 3000 км от Финляндии до Каспийского моря.

На 2011 год по МТК «Север – Юг» было перевезено 33 381 ДФЭ, по Транссибу –1482800 ДФЭ, что составило 55,6 % железнодорожных перевозок по направлению Европа – Азия.

МТК – это единые стандарты перевозок, технология на стыках, единые принципы ценообразования, единый график движения. Мы называем это «бесшовные» перевозки. Пример: железнодорожный контейнерный сервис Чунцин – Дуйсбург, проходящий через 5 стран протяжённостью 10800 км. Установлен принцип одинаковой тарифной политики на один контейнеро-километр – 0,7 доллара за 40-футовый контейнер. Введена унифицированная железнодорожная накладная. В марте 2011 года прошла тестовая перевозка, а сегодня из Чунцина транзитом через Казахстан и Россию проследовало уже 97 поездов, 8130 ДФЭ.

И.Ш. На конференции в Российском университете транспорта (МИИТ) профессор Ирина Карапетянц приводила следующие цифры. По индексу развития логистики Россия стоит на 94-м месте в мире, по уровню развития таможенного сервиса – на 115-м месте из 155 стран. Подготовка транспортных документов на экспорт/импорт в России занимает 25 дней, в Сингапуре – один день; прохождение таможенного контроля в России 3-4 дня и 500 долларов (антирекорд среди стран АТЭС), в Сингапуре – один день и 31 доллар. Приписка грузового судна в европейских портах: 2-3 документа и 20 минут. Logistic Research Center (Гонконг) заявляет: «У России по оформлению бумаг – антирекорды»... Что тут можно сделать?

П.Б. Бесшовный международный поток исключает такую «специфику». Унифицированная накладная объединяет две правовые системы в части международных грузоперевозок и действует на территории Европы, в странах СНГ, Юго-Восточной Азии. Документ и руководство к нему позволяют перевозить грузы без переоформления перевозочных документов в пути следования. Унифицированная накладная используется на всех маршрутах из Европы в Азию, простой вагонов на пограничных станциях сокращается до 8–10 часов. Это примерно равно времени смены колёсных пар или перегрузки в вагоны другой колеи. Исключены ошибки при переоформлении груза, ускорен процесс рассмотрения претензий. Общий срок доставки сокращён на 2-5 суток.

Проект «Транссиб за семь суток» я бы назвал национальным проектом. Обеспечить скоростную доставку контейнеров от дальневосточных портов к западным границам РФ помогают ускоренные контейнерные поезда, а также железнодорожный «сухой» порт-интерфейс. Преимущества маршрутной отправки таких поездов: стабильные сроки доставки, одновременная перевозка больших партий, высокая скорость, минимальный риск повреждения груза, возможность работы по сквозной единой технологии. Её выбирают для поставки автомобилей, электроники, гаджетов. «Сухой порт» – терминал, расположенный вне границ территории порта, связанный с ним единой технологией обработки грузов. У нас предусмотрено создание «железнодорожных портов» – Балтийского, Таманского и Приморского.

В 2019 году из 8,2 млн ДФЭ на терминалах ОАО «ТрансКонтейнер» было переработано 1,3 млн ДФЭ. Наш инновационный продукт isales позволяет в режиме онлайн 24 часа в сутки и 7 дней в неделю из любой точки мира с помощью удобного интерфейса производить конечные расчёты ставок и оформлять заказы. Цифровизация упрощает внутренние бизнес-процессы, позволяет отслеживать местонахождение и состояние груза; управлять расписанием захода судов; сократить время работы с грузом; оптимизировать работу персонала. Это пример ответственной, строгой увязки с промышленным производством. Мы поставляем автокомплектующие на сборочный завод компании PSMA-Rus (совместное предприятие PSA Peugeot-Citroёn и Mitsubishi Automotive) в Калужской области. Осуществили первую в России экспериментальную отправку неопасных наливных грузов с использованием флекситанков – что-то вроде большой резиновой грелки внутри контейнера. Вместе с DB Intermodal выполняем регулярные контейнерные перевозки между немецким Дуйсбургом и Москвой: поезд «Москвич» идёт раз в неделю, 2200 км за 107 часов.

И.Ш. Контейнеризация влияет на геополитику?

П.Б. Да. Примеры: контроль потоков Суэцкого и Панамского каналов и блокирование строительства канала через Никарагуа. Порты в Европе (Ротердам), Азии (Сингапур, Коломбо, Шанхай, Пусан), на Ближнем Востоке (Дубай) используются в борьбе за влияние на торговые потоки. В перспективе Китай опасается за линию связи с Европой через Индийский океан.

И.Ш. И, наверное, эти опасения возникли не из-за сомалийских флибустьеров?

П.Б. Не будем уточнять, кто сегодня «правит морями». Факт таков: развивая проект «Один пояс, один путь», Китай дотирует до 30-60 % стоимости железнодорожных перевозок через Россию и Казахстан.

В заключение беседы с П.В. Баскаковым обратимся к цифрам. С точки зрения импортозамещения в 2019 году объём контейнерных перевозок в РФ во внутренних производственных связях составил 2,1 млн. ДФЭ (+9,1 % к 2018 году). Наиболее значительным был рост в таких отраслях, как химическая промышленность (26,1 %), продовольственные грузы (16,3 %). А доля внутрироссийского оборота гружёных контейнеров по железной дороге выглядит так: изделия из металла – 13 %, строительные грузы – 11 %, машины и оборудование – 8 %, нефтяные грузы – 7 %, продукция деревообработки, бумага, целлюлоза – 5 %. Количество перевозимых контейнеров – вернейший показатель роста экономики, качества этого роста, перспектив страны как технологической державы.