Исфара – странная война

Исфара – странная война

Конфликт отдаёт болью в организме евразийской интеграции, он требует решения

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Все началось 28 апреля якобы из-за таджикского КамАЗа, который загрузил гравий с водораспределительной станции «Головной». Причём Бишкек уверяет, что таджики готовились: были вырыты траншеи, установлена камера видеонаблюдения. Затем на киргизской территории был вывешен таджикский флаг. Сразу появились группы недовольных из аулов Кок-Таш и Ходжа Аълло, начались традиционное для этих мест перебрасывание булыжниками, затем стрельба.

Точка конфликта – водозабор «Головной» на границе Кыргызстана и Таджикистана

Точка конфликта – водозабор «Головной» на границе Кыргызстана и Таджикистана

Начало конфликта

Начало конфликта

ГКНБ Таджикистана назвал зачинщиком ссоры председателя Баткенского района Акылбека Оразова, а киргизская сторона возложила вину на главу Исфаринского района Баховидина Баходирзоду.

Отметим, что на данном участке любые строительные работы одной из сторон мгновенно вызывали повышенную нервозность соседей.

Естественно, что и Киргизия, и Таджикистан провоцировали усугубление конфликта своими односторонними заявлениями. В начале апреля в Бишкеке сообщили о планах строительства водохранилища на реке Козу-Баглан (в Кыргызстане) или Ходжабокиргон (в Таджикистане) якобы «для всеобщей выгоды». Душанбе всеобщность сразу отверг, поскольку водохранилище якобы помешает поступлению воды в несколько районов на севере Таджикистана.

Попытка главы ГКНБ Киргизии Камчыбека Ташиева решить спор стремительным порывом обмена территориями обернулась неудачей; 7 апреля прозвучала воинственная риторика президента Рахмона во время неожиданного визита в анклав Ворух. Последний конфликт здесь произошёл 17-18 апреля и вот – однодневная война.

Жители Кок-Таша несут раненого

Жители Кок-Таша несут раненого

Вечером 28 апреля Бишкек уверял, что ситуация «стабильная с элементами напряженности», а уже ночью шла ожесточённая перестрелка.

Версии сторон о «горячей фазе» 29 апреля различны. В Бишкеке уверяют, что одновременно  начали обстреливать киргизские заставы Капчыгай», «Мин-Булак», «Достук», а также пограничные посты «Кожогар» и «Булак-Баши». Таджики говорят обратное, указывая на захват киргизским спецназом ГКНБ «Бору»  таджикской заставы «Ходжа Аълло». Причём за ночь к Исфаре подтянули танки и БМП, перестрелка привела к возгоранию зданий на заставах «Торт-Куль»  и «Достук» Баткенского пограничного отряда. Появились заявления о полётах таджикских вертолётов.

Горящая погранзастава

Горящая погранзастава

Огнь вёлся и по жилым домам в сёлах Арка, Достук, Кулунду, Максат, Жаштык. Началась перестрелка между пограничниками в Лейлекском районе Баткенской области.  Ранен мэр Исфары Баховидин Баходирзода. 

О необходимости прекратить огонь, с предложением посредничества и помощи выступили в Ташкенте, Нур-Султане и Москве. Вечером 29 апреля в Казани, где проходило заседание Евразийского межправительственного совета, премьер-министр Киргизии Улукбек Марипов и премьер-министр Таджикистана Кохир Расулзода заявили, что в результате переговоров между министрами достигнуты договорённости о полном прекращении огня с 20:00 часов и отвода военных сил на места прежней дислокации. Это подтвердили главы МИД республик Руслан Казакбаев и Сироджиддин Мухриддин, а после глава ГКНБ Таджикистана Саймумин Ятимов и полномочный представитель правительства Кыргызстана в Баткенской области Омурбек Суваналиев, которые встретились поздним вечером в чайхане Исфары.

Тем не менее утром 30 апреля Бишкек заявил о перестрелке в районе заставы «Гулистон» и о том, что граждане Таджикистана взяли в плен главу села Интернационал Мырзабека Жумабаева. Душанбе всё отрицает.

Исфара – странная война

Внимательное рассмотрение стремительных событий выявляет ряд странностей.

– Конфликт явно ждали. За несколько дней до начала горячей фазы Суваналиев говорил: «Мы чувствовали, что на границе будет провокация. Похищение двух парней в Лейлеке, ноты министерств, фейковая нота МИД РТ – это цепь событий. Есть силы, заинтересованные в обострении, но мы не допустим массовых столкновений».

– 28 апреля, в день эскалации конфликта, полномочный представитель правительства Киргизии Омурбек Суваналиев и глава Согдийской области Таджикистана Раджоббой Ахмадзода встретились на нейтральной полосе между КПП «Кызыл-Бел» и «Гулистон». Они договорились в целях недопущения конфликта на границе вести совместную разъяснительную работу не допускать провокаций, хотя в это время уже разворачивалась история с видеокамерами.

– Примечательно, что конфликт начался, когда «куратора Воруха», главы ГКНБ Киргизии Камчыбека Ташиева не было в стране.

– Удивила мобилизационная готовность пограничников, армейцев и спецназа.

– Конфликт имел мощное информационное сопровождение. Если раньше взаимное забрасывание камнями, перестрелки даже с использованием АГС и миномётов были достоянием региональных новостных агентств, то нынче об этом гремит весь мир. В украинских и прибалтийских СМИ чувствуется ликование: между странами – членами ОДКБ началась война!

– Тему ОДКБ как-то странно подсветил Бишкек, когда у Жапарова сообщили, что Кыргызстан не просит помощи у ОДКБ в решении конфликта с Таджикистаном; в это же время в  Душанбе шло совещание секретарей Совбезов ОДКБ.

– Появилось множество заявлений о «действиях третьей стороны», которую политолог Марс Сариев назвал «глобальным игроком, который в скором будущем станет известным».

Версию «третьей силы» косвенно подтверждают разговоры о необходимости «маленькой победоносной войны» как для Жапарова, которому нужно укрепить свои позиции после референдума со спорными инициативами, так и для Рахмона, который начинает передачу власти  сыну Рустаму Эмомали.

Разумеется, давний системный конфликт находится в сфере внимания Госдепа США. Главная задача американцев в связи с выводом войск из Афганистана – «зацепиться за регион». Не зря несколько дней назад Энтони Блинкен говорил по телефону с главами МИД Казахстана – Мухтаром Тлеуберди и Узбекистана – Абдулазизом Камиловым, а 23 апреля состоялась виртуальная встреча Блинкена с главами внешнеполитических ведомств стран Центральной Азии в формате C5+1. 

Совершенно очевидно, что большой войны, даже с учётом воинственно-патриотической риторики Рахмона в духе «ни пяди таджикской земли не отдадим», не будет. Однако конфликт остаётся, он будет продолжаться. И он уже отдаёт болью в организме евразийской интеграции, он требует решения. Пока оптимальным решением является размещение в зоне конфликта миротворческих сил ОДКБ.