Белоруссия сможет экспортировать калийные удобрения производства «Беларуськалий» через Литву только до декабря месяца текущего года, сообщил министр транспорта и коммуникаций Мариус Скуодис. Это связано с введением американских санкций в отношении белорусской продукции, в санкционный список входит и предприятие «Беларуськалий» – один из крупнейших производителей калийных удобрений в мире.
В то же время белорусские удобрения составляют приблизительно третью часть всех грузов, перевозимых Литовскими железными дорогами и через порт Клайпеды. Таким образом, в Литве пострадают сразу два крупных предприятия – Литовские железные дороги и Клайпедский порт, оба эти предприятия сегодня переживают не лучшие времена.
Министерство финансов США обязало американские компании завершить все сделки с «Беларуськалием» до 8 декабря.
«С одной стороны, мы можем сказать, что санкции касаются только американских компаний, но из практики нам известно, что банки не будут принимать платежи за оказанные в Литве услуги и в евро, и в долларах. Компании отказываются иметь какие-либо деловые отношения с субъектом, попавшим под санкции, избегая риска. Я уверен, что с декабря, когда санкции вступят в силу, удобрения перестанут перемещаться через Литву»,
– рассказал журналистам литовский министр транспорта и коммуникаций Марюс Скуодис.
В порту Клайпеды не скрывают – заменить транзит калийных удобрений из Белоруссии будет нечем, и порт потеряет, по самым скромным подсчётам, 18 млн евро в год. Общая же потеря для Литвы составит около ста млн евро.
По словам топ-менеджера порта по инфраструктуре Видмантаса Паукште, от прекращения транзита пострадает не только порт, понесут убытки все объекты, занятые в логистической цепочке, в числе которых и перевалочные терминалы, и железная дорога Lietuvos geležinkeliai и множество более мелких предприятий.
«Белорусские грузы обеспечивают до трети перевалки Клайпедского порта. Значительная доля приходится на удобрения. Восполнить эту потерю достаточно сложно, поскольку в соседних странах таких крупных грузов нет. Рентабельность порта снизится, уменьшатся и отчисления в госбюджет»,
– отметил Паукште.
Минск давно готов к такому повороту событий и уже с декабря планирует перенаправить поставки калийных удобрений в российские порты.
«К декабрю Беларусь будет полностью готова к перевалке удобрений через альтернативные точки. Сейчас работаем в плотном контакте с российскими партнёрами. Среди рассматриваемых вариантов порты в Мурманске и Ленинградской области. Уверен, выйдем и на специальные тарифы по железнодорожным перевозкам, которые будут компенсировать увеличение дальности перевозки. Работа ведётся интенсивно, поэтому к декабрю, когда, как нас оповестили, прекратят транспортировку, мы будем полностью готовы к перевалке удобрений через альтернативные точки»,
– сообщил премьер-министр Белоруссии Роман Головченко.
Соб. корр. ФСК