Президент Ирана Масуд Пезешкиан постоянно говорит о проблемах страны. Порой в его голосе прорывается раздражение – вопросов, которые он должен решить, слишком много, а возможностей это сделать, мало. Недавно бывший кардиохирург, совершавший сложные операции, признал, что не может «совершать чудеса» в управлении государством. Но самое главное – Пезешкиан не стал сваливать все невзгоды Исламской Республики на внешних врагов, как бывало раньше.
Об этом пишет The New York Times: «Он (Пезишкиан. – В.Б.) даже заявил, что проблемы Ирана – это его собственные проблемы, возникшие в результате коррупции, межфракционной борьбы и многолетней практики государственных расходов, которую он назвал "тем, что делают сумасшедшие", а не вина Соединенных Штатов или Израиля.
"Проблема в нас", – сказал он на нескольких встречах, в том числе со студентами».
Пезишкиан посоветовал губернаторам провинций и местным чиновникам самим решать свои проблемы и не ждать помощи от правительства. Это тоже было его «ноу-хау».
По всей видимости, президент получил негласное разрешение на «вольнодумство», поскольку высший руководитель страны Али Хаменеи не останавливает поток его критических выступлений. Однако сам рахбар не проявляет никаких признаков пессимизма. Он то ли не считает ситуацию такой сложной, то ли намеренно скрывает трудности.
В ноябре Хаменеи выступил с оптимистической речью, в которой с гордостью заявил, что иранский народ одержал победу над Америкой и Израилем: «Они пришли и творили зло, но были разбиты и вернулись с пустыми руками, не достигнув ни одной из своих целей».
По словам Хаменеи, Иран отверг переговоры с США, поскольку они бесполезны – Америка как в республиканскую, так и в демократическую эпоху придерживается гегемонистского подхода к переговорам и, полагаясь на свою военную, экономическую мощь и силу в сфере безопасности, думает только о собственных интересах. Аятолла дал понять, что Иран сам справится со своими трудностями.
Однако этот оптимизм не склонен был разделять экс-президент Ирана Хасан Рухани. По его мнению, страна находится в сложном политическом и экономическом положении, и путей выхода из кризиса он не видит.
Уместно привести еще одно мнение – бывшего вице-президента Исламской Республики Эшага Джахангири. Он не только считает, что Иран находится в стратегическом тупике, но и уверен, что никто из руководства страны не представляет, что делать дальше. Это был упрек не только президенту, но и престарелому рахбару, который традиционно находится вне критики. Но бури не произошло, видимо, в Тегеране решили, что в такое непростое время не следует придираться к словам.
Иран и впрямь зажат в тисках сложных проблем. Недавно Пезешкиан говорил о дефиците воды и даже предполагал, что из-за него придется перенести столицу ближе к Персидскому заливу, где нехватка воды была бы не такой острой.
Однако это предложение вызвало смятение, и в Тегеране резонно сочли, что гигантский переезд с непредвиденными последствиями может породить еще одну проблему, и от него отказались. Хотя еще в 2013 году Исламский консультативный совет одобрил подобный план. Однако нехватка воды как была, так и осталась.
На Иран тяжёлым грузом давят экономические санкции, их действие ощущается все сильнее. В стране не хватает электроэнергии, сильно изношена инфраструктура. Национальная валюта риал, обессиленный девальвацией, валится с ног, погребая под собой надежды жителей республики. Согласно последнему октябрьскому прогнозу МВФ, реальный ВВП Ирана достигнет роста в 2025 году всего на 0,6 процента, что является резким снижением по сравнению с предыдущими годами – плюс 3,7 процента в 2024-м и плюс 5,3 процента в 2023 году. Инфляция поднимется до 43,3 процента и станет одной из самых высоких в мире.
В результате растет число людей, которые отчаявшись, не выдержав суровостей жизни, взметнувшихся цен и грозного диктата власти, покидают Иран. Причем уезжают специалисты, необходимые государству. Об этом говорят многие, и Пезешкиан открыто предупреждал об «утечке мозгов».
Царящая в стране напряженность выливается в протесты, которые, впрочем, давно уже не редкость для Исламской Республики. Но они в основном стихийны, не организованны, и власть подавляет их с жестокой решимостью. Однако и у «верхов» Ирана, несмотря на колоссальную репрессивную силу, есть основания для беспокойства.
В Иране набирает силу движение «зуммеров». Пока молодые люди не проявляют политической активности – они поют и танцуют в парках и скверах, сочиняют и читают стихи, критикующие религиозные запреты. В интернете «зуммеры» выкладывают совсем не безобидные видео, критикующие происходящее в стране. Но кто знает, что будет завтра? К тому же известно, сколько революций в других странах устроили эти беспокойные и импульсивные молодые люди.
Серьезным потрясением для Ирана стало столкновение с Израилем. Несмотря на то, что война длилась менее двух недель, она принесла серьезные разрушения, были убиты и ранены несколько тысяч жителей страны. Сотни стратегических и гражданских объектов в Иране были уничтожены или серьезно повреждены. Их восстановление может вылиться во внушительную сумму.
По оценке новостного сайта IranWire, затраты Тегерана только на баллистические ракеты, выпущенные им по еврейскому государству за время войны, могли достигнуть 4,7 миллиарда долларов. К этому следует прибавить средства, необходимые для возмещения ущерба, нанесенного ядерной программе воздушными атаками Израиля и США.
Однако, судя по поступающей из Ирана информации, в стране ударными темпами идет восстановление ракетного арсенала и проводятся испытания новых видов вооружений. Это тревожит Израиль сейчас даже больше, чем ядерная программа, которая также реанимируется, несмотря на гибель во время войны нескольких видных ученых-атомщиков.
По этому поводу премьер-министр Биньямин Нетаньяху провёл консультации с военными, а в конце декабря отправится в Вашингтон для встречи с Дональдом Трампом, чтобы представить ему несколько сценариев новой войны между Израилем и Ираном. Однако официальные лица в Тегеране не устают подчеркивать, что Иран занимает исключительно оборонительную позицию.
…Недавно на Ближнем Востоке, и в частности, на иранском острове Ормуз, прошли дожди, которые назвали кровавыми. После них реки и источники вод окрасились в красный цвет. Как пишет Daily Mail, подобные природные явления упоминаются в Новом Завете как одно из возможных знамений конца света.
Возможно, британские журналисты перегнули палку, но то, что регион ждут большие потрясения, очевидно. Сомневающихся в том, что на Ближнем Востоке рано или поздно разразится очередная война, становится все меньше.