Блэкаут в Центральной Азии

Блэкаут в Центральной Азии

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Утром 25 января неожиданно погас свет на юге Казахстана (в том числе в Алма-Ате и Таразе), в Киргизии (Бишкек, Ош, Иссык-Кульская область) и в Узбекистане (Ташкент, Ферганская долина, Сырдарьинская, Самаркандская области). Масштабные отключения электричества, приведшие к временной дезорганизации хозяйственной деятельности и аварийной остановке критически важных объектов инфраструктуры, породили взаимоисключающие версии.

Так, согласно сообщению Министерства энергетики Узбекистана, «в результате крупной аварии в электросети Казахстана произошли перебои в электроснабжении Алматинской, Шимкентской, Туркестанской областей и прилегающих районов», что привело к резкому скачку напряжения на идущих из Казахстана линиях электропередач. На Ташкентской и Сырдарьинской теплоэлектростанциях сработали средства аварийной защиты, что привело к их отключению. В Ташкенте встало метро, временно работу приостановили все аэропорты страны. Министерство ЖКХ Узбекистана предупреждает о возможных перебоях в работе систем отопления, водоснабжения и канализации.

В то же время в Казахстане утверждают, что аварийное отключение света произошло по вине энергетиков Узбекистана и Киргизии. «Ввиду значительного аварийного дисбаланса, созданного энергосистемой Центральной Азии (Узбекистан, Кыргызстан), произошёл наброс мощности на транзит электроэнергии 500 кВ «Север – Восток – Юг Казахстана», – говорится в сообщении Казахстанской компании по управлению электрическими сетями (KEGOC). Как следствие, «аварийное разделение транзита» повлекло отключение электричества на юге Казахстана. В акимате (городской администрации) Алматы рассказали, что из-за падения напряжения в сетях сработали системы автоматической частотной разгрузки на подстанциях, в настоящее время ведутся работы восстановлению их работы.

Напомним, бывшие республики Cоветской Средней Азии связаны Объединённой энергетической системой (в 2003 году из неё вышел Туркменистан, а в 2009 году – Таджикистан). В июне 2021 года Евразийский банк развития подготовил доклад «Инвестиции в водно-энергетический комплекс Центральной Азии», где, в частности, констатируется высокий уровень износа электросетевого комплекса и генерирующих мощностей (мощности возрастом свыше 30 лет — от 44 до 75%) и высокий уровень потерь электроэнергии (7–20% производства в некоторых странах). Из других проблем, требующих неотложного решения – снижение надежности энергоснабжения в Узбекистане и на юге Казахстана в результате нехватки резервных мощностей и неиспользования ГЭС соседних стран, нарастающий водный дефицит и противоречия между «вододефицитными» и «водоизбыточными» республиками.

С 2000-х годов нагрузка на энергетический сектор стремительно растёт, в то время как уровень регионального сотрудничества неуклонно падает.

В последнее время эксперты заговорили о майнинге криптовалют в Казахстане как о важном факторе износа энергетической системы. По некоторым данным, в республике, ставшей в начале января ареной массовых беспорядков, сосредоточено около 18% всех мировых мощностей по добыче биткоина. После запрета в Китае торговли криптовалютой местные «майнеры» устремились в Казахстан (а отчасти и в Армению)¸ привлекаемые среди прочего относительно низкой стоимостью электроэнергии. Дело дошло до того, что, по сообщениям местных СМИ, KEGOC разослала почти по двум сотням адресов письмо с предупреждением об отключении от электричества: «По 31 января 2022 года включительно полностью отменяются плановые поставки электрической энергии лицам, осуществляющим цифровой майнинг».

На фоне растущего дефицита электроэнергии в республике вновь заговорили о строительстве атомной электростанции. Одно из мест её возможного строительства – как раз под Алма-Атой, где имел место приведший к блэкауту сбой.

И хотя «террористическая» версия масштабной аварии пока выглядит по большей части умозрительной, стоит напомнить, что вывода из строя одного-единственного объекта на территории одной из стран может оказаться достаточно, чтобы нанести серьёзный ущерб энергетической инфраструктуре большого региона. Не приходится сомневаться в том, что, как пишет Telegram-канал Рыбарь, «списки критически важных объектов на территории стран вероятного противника есть во всех справочниках разведструктур передовых армий мира. И объекты энергетической инфраструктуры занимают в таких списках первые места».

Соб. корр. ФСК
Фото: lenta.ru