Экономическая политика Китая в условиях активной фазы противостояния России и Запада

Экономическая политика Китая в условиях активной фазы противостояния России и Запада

Тотальное сдерживание России звучит предупредительным выстрелом для Китая

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) КНР, открывшаяся 5 марта, примечательна тем, что проходит на фоне растущей геополитической напряжённости, спровоцированной попытками с США вернуть себе мировую гегемонию. Против Китая и России, чьи пути развития Запад трактует как угрозу, развёрнуты масштабные кампании экономического давления и дискредитации.

Лейтмотив решений сессии ВСНП можно охарактеризовать словами Тянь Фейлуна, эксперта по правовым вопросам из Университета Бэйхан в Пекине: «Сегодняшнее России может стать китайским завтра».

Обострение противостояния Запада и России объясняет особое внимание правительства КНР к сохранению в 2022 г. экономической стабильности. Из отчёта правительства по итогам 2021 года следует, что ВВП Китая за прошлый год увеличился на 8,1% и составил 114,4 трлн юаней (18,11 трлн. долл.). Внешняя торговля оставалась основным двигателем экономического роста. Её объем в 2021 году составил 39,1 трлн. юаней, увеличившись на 21,4% в годовом исчислении. При этом экспорт рос равномерно.

В планах на 2022 год установлен ожидаемый целевой показатель роста ВВП около 5,5%. Целевой ориентир на 2022 год хотя и ниже прошлогоднего, по-прежнему будет опережать рост во многих других крупных экономиках.

В отчёте о работе правительства установлен ряд целей экономического и социального развития на 2022 год, включая создание в городах более 11 миллионов новых рабочих мест. Расходы на образование, а также науку и технику увеличиваются на 10,6% и 7,2% соответственно.

Для поддержки капиталовложений в высокотехнологичные инновации и базовую инфраструктуру, стимулирование внутреннего потребления и усиление внешней торговли планируется выделить 2 триллиона юаней (316 млрд. долл.).

В докладе Института инвестиционных исследований Zhixin макроэкономические цели характеризуются, как разумные, указывающие на возвращение экономики на путь более медленного, но более качественного и устойчивого роста за счёт высокотехнологичных отраслей и более масштабного перераспределения общего дохода в пользу малоимущих домохозяйств.

Существенной составляющей экономического роста по-прежнему будет долговое финансирование и вложения в инфраструктурные проекты. Темпы роста кредитования в этом году будут значительно выше, чем в прошлом. Финансирование будет идти по нескольким каналам, как из центрального бюджета, так и через выпуск специальных облигаций местными органами власти. В текущем году продолжится реализация 102 мегапроектов, запланированных на период 14-й пятилетки (2021-25).

Одновременно устанавливается квота на выпуск специальных облигаций местных органов власти в размере 3,65 трлн. юаней (578 млрд. долл.). Долговое финансирование большого количества местных инфраструктурных объектов за счёт долговых финансовых обязательств властей городов и провинций является сильной стороной китайской экономической модели. Квота на заимствования позволит нейтрализовать сопутствующие издержки, предотвратить бесконтрольный выпуск финансовых обязательств местных властей, по которым они не смогут рассчитаться.  

В отличие от США, Европы и большинства других крупных экономик, Центральный банк Китая сделал основой восстановления (после «пандемии») не количественное смягчение, а серьёзные послабления фискальной политики и умеренно мягкую денежно-кредитную политику. Благодаря этому инфляции в Китае составила всего около 1,5%.

Эта практика будет продолжена и в 2022 году. Снижение налогов и сборов для предприятий составит 2,5 трлн. юаней, что значительно больше, чем в прошлом году. В итоге эксперты прогнозируют на 2022 г. снижение Центробанком Китая процентных ставок с целью высвобождения ликвидности для эффективной поддержки экономики.

Оборонный бюджет Китая на 2022 год установлен на уровне 1,45 трлн. юаней (около $229 млрд.), что на 7,1% больше, чем годом ранее. С 2016 года рост военного бюджета Китая оставался между 6,6 и 8,1% со средним темпом роста около 7,2 процента в течение семи лет. На протяжении многих лет рост военных расходов Китая, как правило, был привязан к росту ВВП и оставался ниже 1,5% ВВП. В процентном выражении расходы на оборону Китая сравнительно невелики.

Одним из ключевых вопросов сессии ВСНП в условиях активной фазой противостояния России и Запада стало дальнейшее развитие контрмер против необоснованного экстерриториального применения законодательства стран Запада. Эта проблема будет для Китая всё более актуальной. Уже сейчас в Вашингтоне угрожают санкциями китайским компаниям, занимающимся экспортом сложной электроники в Россию. Речь идет, в частности, о компании SMIC, которая производит интегральные микросхемы.

Предметом пристального изучения китайского правительства, экспертов и законодателей стала ситуация с фронтальными антироссийскими санкциями Запада, когда тот «злоупотребляет своей властью в контролируемой [им] международной системе и чрезмерно использует санкции в своей геополитической борьбе за поддержание гегемонии».

Китайские эксперты обращают внимание на то, что контролируемая Соединёнными Штатами платёжная система SWIFT не является справедливой. Решения сессии ВСНП предполагают разработку средств противодействия западной гегемонии в финансовом секторе.

Эксперты по правовым вопросам предупреждают, что тотальное сдерживание России звучит предупредительным выстрелом для Китая, что делает «ускорение юридической работы, имеющей отношение к иностранным делам», неотложной проблемой. Хо Чжэнсинь, профессор права Китайского университета политических наук и права, отмечает, что среди тех санкций, которые Запад ввел против России, есть вторичные санкции, влияющие на интересы Китая. Предстоит «сложная работа по использованию правовых инструментов для защиты интересов страны, компаний и частных лиц». В 2021 г. в Китае был принят закон о борьбе с экстерриториальной юрисдикцией. Согласно этому закону, если какая-либо страна вмешивается во внутренние дела Китая и наносит ущерб интересам государства, организаций и отдельных лиц, Китай имеет право принять соответствующие контрмеры.

Применение Западом подконтрольных ему глобальных финансовых институтов как орудий массового экономического поражения показывает другим странам пределы использования этих институтов для собственного развития. Отмечается необходимость ускорить разработку международных законов и правил, новых механизмов, которые могли бы принести пользу общему мировому развитию, а не служить поддержанию западной гегемонии.

Здесь у России и Китая в партнёрстве с рядом иных стран открываются большие возможности для взаимодействия.

Фото: REUTERS/Brian Snyder

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться