Совещание Президента РФ с членами Совета Безопасности

Оперативное командование на фронте экономической войны переходит к Президенту России

Это очень позитивный шаг

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Три с половиной месяца Российская Федерация ведёт напряжённую войну против коллективного Запада на экономическом фронте.

Высшей руководящей инстанцией в военной сфере (особенно в периоды «горячих» войн и напряженных военных ситуаций) является президент Российской Федерации, что зафиксировано в статье 87 Конституции РФ. А вот в отношении экономической войны четкой властной вертикали управления действиями Российской Федерации ни в Конституции, ни в законах РФ нет (нет даже понятия «экономическая война», что, с моей точки зрения, является упущением).

В истекшие три с половиной месяца решения по нашим ответам на санкционные действия коллективного Запада принимались на всех уровнях государственной власти: президентом РФ (указы), Федеральным собранием (законы), правительством (постановления и распоряжения), ведомствами экономического блока (Минфином, Минэкономразвития, Минпромом), Центральным банком Российской Федерации (подзаконные, ведомственные акты).

К сожалению, полной скоординированности в действиях отдельных участников процесса принятия решений не было. Порой отдельные решения более низких уровней противоречили решениям высшей инстанции – президента Российской Федерации. Хотя в России нет официально института лоббизма (как, скажем, в США), наши теневые лоббисты очень активно влияли на решения более низкого – ведомственного – уровня. Отчасти это лоббисты, которые представляют какие-то шкурные интересы российского капитала. Отчасти лоббисты, которых правильнее назвать пятой колонной и которые сознательно действуют на ослабление позиций России.

Основная роль в искажении и ослаблении стратегических инициатив президента по вопросам экономической войны принадлежит таким ведомствам, как Минфин и Центробанк. Далеко за примерами ходить не надо.

Уже в первую неделю санкционной войны президентом было подписано два указа, которые принято называть «антисанкционными»: указ от 28 февраля 2022 г. № 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций" и указ от 1 марта 2022 г. № 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации". Оба документа содержат достаточно большой набор мер по защите российской экономики. Таких мер, которые должны были быть приняты еще в условиях «мирного времени» для обеспечения экономического суверенитета Российской Федерации. Большая часть мер касается валютно-финансовой сферы, это разного рода запреты и ограничения на проведение трансграничных валютных операций.

Вот, например, пункт 1 указа № 79: «Резидентам - участникам внешнеэкономической деятельности осуществить обязательную продажу иностранной валюты в размере 80 процентов суммы иностранной валюты, зачисленной начиная с 1 января 2022 г. на их счета в уполномоченных банках на основании внешнеторговых контрактов, заключенных с нерезидентами и предусматривающих передачу нерезидентам товаров, оказание нерезидентам услуг, выполнение для нерезидентов работ, передачу нерезидентам результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, не позднее трех рабочих дней со дня вступления в силу настоящего Указа». Когда-то такая норма обязательной продажи валютной выручки (ее значение варьировало в диапазоне от 50 до 90%) у нас существовала, но в середине 2000-х годов в федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» были внесены поправки, которые такую обязанность отменили. Многие годы некоторые депутаты пытались восстановить норму обязательной продажи валюты, но экспортное лобби в Думе оказалось сильнее.

И вот теперь коллективный Запад своими санкциями помог нам навести хоть какой-то порядок в валютной сфере.

Или пункт 3(б) того же указа: «Запретить с 1 марта зачисление резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации банках и иных организациях финансового рынка, а также осуществление переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг». Этого шага российские патриоты добивались много лет. И опять можно сказать «спасибо» Западу за то, что он помог сделать этот шаг.

В таком же духе выдержан президентский указ № 81. Так, он устанавливал, что со 2 марта вводится запрет на вывоз из РФ иностранной валюты в сумме, эквивалентной более 10 тыс. долл. С этого же момента вводится особый порядок сделок с иностранцами, связанными с государствами, которые совершают недружественные действия против РФ и ее граждан. И т. д.

Многие эксперты полагали, что денежные власти (в лице Минфина и Банка России) будут неукоснительно исполнять указы. И, руководствуясь интересами России и логикой санкционной войны, будут даже добиваться усиления тех мер, которые прописаны в указах №№ 79 и 81. Государственники, в частности, были уверены, что не за горами и 100-процентная норма продажи экспортной валютной выручки. А возвращение валютной выручки от экспорта в Россию станет постоянной нормой, которая сохранит свою силу даже после завершения санкционной войны против России.

Однако лоббисты российских экспортеров и пятая колонна не дремлют. Тихой сапой они принимают решения, ослабляющие антисанкционные президентские указы. На днях мы были огорошены целым рядом новостей подобного рода. Было пролоббировано решение о снижении нормы продажи валютной выручки от экспорта до 50%. Если в указе № 79 предельный срок исполнения этого обязательства был установлен в 3 дня, то совет директоров Банка России принял решение об увеличении его до 120 дней.

7 мая на сайте Минфина появляется следующая информация: подкомиссия правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, действующая при ведомстве, приняла решение разрешить экспортерам зачислять полученную от нерезидентов по внешнеторговым договорам валюту на свои счета за рубежом с 6 июня. Чтобы создать видимость легитимности такого решения, Минфин добавил: «Это возможно при соблюдении условий о последующей репатриации денежных средств в РФ и последующей продажи экспортной выручки в размере, определенном указом президента РФ». Однако эта фраза не отменяет того, что Минфин решением своей подкомиссии нарушил президентский указ № 79.

В начале санкционной войны ЦБ своим подзаконным актом ограничил переводы физлиц за границу суммой 5 тысяч долларов в месяц. Затем он был повышен до 10 тысяч (та цифра, которая стоит в президентском указе № 81). А вот с середины мая ЦБ поднял потолок до 50 тысяч долларов. В начале лета Банк России вообще расщедрился: он разрешил российским резидентам - физлицам с 8 июня переводить за рубеж в месяц до 150 тысяч долларов или эквивалент в другой валюте. За год богатый «физик» может перегнать сумму в 1,8 млн. долл. Хотелось бы только знать, где он сумеет найти убежище своим «токсичным» валютам. Финансовая разведка США его найдет, деньги его заморозит и конфискует.

Экономическая война с коллективным Западом идёт не только на фронте, но и в тылу. Во властных структурах России есть силы, которые пытаются ослабить деструктивное влияние лоббистов и пятой колонны, действующих в наших тылах. Вот свежая позитивная новость на эту тему. В конце мая группой депутатов были внесены поправки в закон "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и иных иностранных государств" (от 4 июня 2018 года № 127-ФЗ). 8 июня эти поправки, оформленные в виде отдельного закона, прошли третье слушание и были приняты. После подписания президентом закон вступит в силу. Главное «зерно» нового закона содержится в статье 4 «Особенности введения и применения мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации».

Пункт 2 данной статьи содержит перечисление мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации:

1) установление запретов и (или) ограничений на осуществление (исполнение) отдельных сделок (операций), в том числе запретов и (или) ограничений на осуществление валютных операций;

2) установление особенностей исполнения отдельных обязательств, в том числе изменение валюты обязательства, проведение зачета требований по обязательствам, вытекающим из договоров между резидентами и нерезидентами;

3) необходимость получения специального разрешения на осуществление (исполнение) отдельных сделок (операций), в том числе получения специального разрешения на проведение валютных операций, открытие счетов (вкладов) и проведение операций по ним;

4) необходимость открытия специальных счетов и проведения отдельных операций (в том числе валютных операций) с их использованием;

5) необходимость резервирования при осуществлении отдельных сделок (операций), в том числе резервирования при осуществлении валютных операций;

6) необходимость регистрации (предварительной регистрации) осуществляемой (планируемой к осуществлению) сделки (операции), в том числе необходимость регистрации (предварительной регистрации) открываемого счета и (или) проводимой (планируемой к проведению) валютной операции;

7) необходимость обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

8) замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества;

9) установление лимита объемов проводимых валютных операций;

10) установление требований к покупке и (или) продаже иностранной валюты на бирже (специальная торговая сессия);

11) установление требований к приобретению и (или) отчуждению долговых обязательств, ценных бумаг, иных финансовых инструментов;

12) установление особенностей осуществления валютного контроля;

13) установление иных обязательных требований, направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации.

В принципе в этом пункте статьи 4 нового закона просто дан более или менее исчерпывающий список тех мер, которые Российская Федерация может и должна принимать для обеспечения своей финансовой стабильности в условиях санкционной войны. Все эти меры уже так или иначе упоминались в разных нормативных актах, которые принимались у нас с конца февраля. Наиболее важным является пункт 1 указанной статьи:

«Президент Российской Федерации вправе в качестве мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации, устанавливать:

1) особый (специальный) порядок осуществления (исполнения) гражданами Российской Федерации и (или) российскими юридическими лицами отдельных сделок (операций) с участием иностранных лиц, связанных с недружественными иностранными государствами […];

2) особый (специальный) порядок исполнения российскими юридическими лицами обязательств по выплате распределенной прибыли (дивидендов) перед участниками, являющимися лицами недружественных иностранных государств;

3) особый (специальный) порядок валютного регулирования и валютного контроля, в том числе в отношении осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами […], репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации, открытия и ведения резидентами и нерезидентами счетов (вкладов) в Российской Федерации, установления режимов таких счетов (вкладов), открытия резидентами счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и порядка проведения операций по ним;

4) иные временные меры экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации […]».

Если коротко резюмировать суть принятого закона, она сводится к тому, что президент РФ получает полномочия принимать оперативные решения по валютно-финансовым вопросам экономической войны. Конечно, это очень позитивный шаг. Он снижает возможности денежных властей (ЦБ и Минфина) ослаблять и нейтрализовать стратегические решения президента в сфере экономической войны с коллективным Западом.

Фото: совещание президента РФ с членами Совета Безопасности, kremlin.ru

Оцените статью
0.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться