Денис Пушилин в кулуарах ПМЭФ

Белоруссия готова торговать с ДНР и ЛНР, но без официального признания

Белорусская многовекторность так до конца и не изжита

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Донецкая народная республика хотела бы развивать торгово-экономическое сотрудничество с Белоруссией. Об этом в интервью телеканалу «Беларусь 1» заявил глава ДНР Денис Пушилин. По словам Пушилина, республику в первую очередь интересует взаимодействие в области сельского хозяйства, поставок калийных удобрений, белорусской техники. Лидер ДНР выразил уверенность, что сотрудничество с Белоруссией будет развиваться по нарастающей.

Само появление Пушилина в эфире центрального белорусского телеканала можно считать знаковым. Официальный Минск до сих пор воздерживается от официального признания ДНР и ЛНР, но неформальные контакты с республиками Донбасса идут. Экономика может стать локомотивом развития двусторонних отношений и привести к тому, что в конечном счёте они перейдут и в официальную плоскость.

Экономическое взаимодействие Белоруссии с Донбассом не прекращалось все эти восемь лет и на полках магазинов Донецка, Луганска, других городов можно было часто встретить белорусские продукты. Кроме того, через Белоруссию в ДНР и ЛНР шёл реэкспорт товаров с Украины и Приднестровья.

Однако сотрудничество оставалось крайне ограниченным. Во-первых, ограничения налагал непризнанный статус республик Донбасса. Во-вторых, в своих границах, очерченных Минскими соглашениями, ДНР и ЛНР представляли собой очень маленькие, а значит, малопривлекательные рынки. Кроме того, Белоруссия на протяжении 2014-2022 гг. старалась поддерживать добрососедские отношения с Украиной, рассматривая ее как приоритетный рынок, третий по значимости после России и ЕС. В силу этого развитие полноценного торгово-экономического сотрудничества с ДНР и ЛНР оказывалось невозможным.

Сегодня ситуация принципиально меняется. ДНР и ЛНР из непризнанных образований с неясной перспективой превращаются в долговременную политическую реальность. ДНР и ЛНР расширяются до размеров бывших Донецкой и Луганской областей Украины, а значит, их рынок становится более емким и привлекательным. Кроме того, в контексте послевоенного восстановления в ДНР и ЛНР возникнет спрос на широкую номенклатуру товаров, которые может предложить в том числе Белоруссия.

Положение Белоруссии за последние два года также принципиально изменилось. Прежняя многовекторная политика потерпела крах. Рынки ЕС и Украины для белорусских производителей закрываются. В этих условиях поиск новых рынков сбыта и торгово-экономических партнёров становится делом насущным.

Белорусская экономика – открытая и экспортно ориентированная. Белоруссия заинтересована в своем присутствии на внешних рынках, особенно на территориях бывшего СССР, где белорусских производителей давно знают и они имеют хорошую репутацию.

В условиях фактического краха украинского государства Белоруссии важно сохранение позиций своих производителей на территориях, ранее входивших в состав Украины. В этом контексте отношения с ДНР и ЛНР могут стать моделью.

Белоруссия может предложить республикам Донбасса широкий спектр продукции. Республика является крупным производителем сельхозтехники и калийных удобрений, вся эта продукция может быть востребована в Донбассе, особенно после присоединения к ЛНР северных аграрных областей. Следует отметить, что «Беларуськалий», крупный производитель калийных удобрений, сейчас испытывает трудности с экспортом из-за санкций и блокады литовского порта Клайпеда. Поставки удобрений в ДНР, ЛНР, а также на другие освобожденные территории могли бы отчасти решить эту проблему.

Белорусские грузовики и автобусы также могут быть востребованы республиками Донбасса. К слову, давним покупателем автобусов МАЗ является Мариуполь. В результате боевых действий автобусный парк города был почти полностью уничтожен, и вопрос с приобретением новой техники стоит остро. Аналогичная проблема и у других городов Донбасса.

Белорусская строительная отрасль могла бы внести свой вклад в послевоенное восстановление ДНР и ЛНР.

Кроме того, в Донбассе была бы востребована и продукция белорусской нефтехимии, которая раньше поставлялась на украинский рынок, теперь для Белоруссии закрытый.

Так что Донбасс и Белоруссия представляют несомненный интерес друг для друга в качестве торгово-экономических партнёров. Однако есть и ограничивающие факторы, обусловленные отсутствием официального признания ДНР и ЛНР со стороны Минска. Без официального признания и установления дипломатических отношений белорусским товарам будет непросто закрепиться на рынке Донбасса, особенно в условиях конкуренции со стороны российских производителей.

Вряд ли стоит рассчитывать на то, что в ближайшее время Белоруссия пойдет на признание ДНР и ЛНР. Официальный Минск всё ещё пытается сохранить пространство для внешнеполитического маневра, а белорусская многовекторность так до конца и не изжита.

Например, Белоруссия до конца года ввела безвизовый режим для граждан Литвы и Латвии, хотя эти страны проводят в отношении Минска крайне недружественную политику. С одной стороны, это обусловлено меркантильными соображениями, поскольку граждане прибалтийских стран едут в Белоруссию за более дешевым бензином, сигаретами и другими продуктами, пополняя белорусский бюджет. С другой стороны, это явный примирительный жест.

Наконец, в Минске очень благосклонно отнеслись к инициативе транзита украинского зерна в Клайпеду через территорию Белоруссии. Это даст дополнительные доходы от транзита, плюс Минск хочет в обмен получить от Запада частичное снятие санкций с белорусских производителей. Естественно, пока Минск ожидает каких-то послаблений от Запада, рассчитывать на то, что он признает ДНР и ЛНР, не стоит.