Польша: недовольство наплывом украинских «беженцев» нарастает

Польша: недовольство наплывом украинских «беженцев» нарастает

telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 100 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться

Затянувшийся конфликт на Украине обнажил линии раскола на Западе. Ярче всего это проявилось в отсутствии руководящей роли в европейском подходе к украинским беженцам.

«Недавно я провел несколько недель в Польше и изучал этот вопрос как в пограничном Пшемысле, так и в Кракове, самом сердце страны. Из многочисленных бесед с поляками, иностранными добровольцами и украинскими беженцами у меня сложилась четкая картина: при поразительной щедрости отдельных поляков мои собеседники переживают, что у ЕС нет единой политики по беженцам, и опасаются, что с ослаблением общественного интереса бóльшая часть Украины, если не вся страна, попадет под влияние России. На фоне неудач Украины в Донбассе почти всех моих собеседников волнует слабость международного отклика»,

 – пишет Энтони Токаж (Anthony Tokarz) в журнале American Conservative.

Основная часть беженцев сталась внутри страны. Она не знает, куда бежать, или просто не имеет такой возможности.

Но все же украинцы, оказавшиеся в первые дни военной операции в Польше, действительно бежали от краха привычного уклада жизни и насилия. В основном это были женщины и дети.

Щедрость поляков росла, а боевые действия затянулись. И тогда в Польшу повалили другие украинцы – экономические мигранты. Им нужны были крупные города – Краков, Варшава и Вроцлав. Они получали государственные пособия и устраивались вместе с земляками на низкоквалифицированную работу в общепите и гостиничном бизнесе.

«Путь украинской миграции в Европу лежит через привычные землячества, и это объясняет, почему примерно 80% из них нашли убежище в Польше. Хотя почти все въехали через Пшемысль, остались там лишь немногие: одни отправились к родственникам и друзьям, другим с жильем и гуманитарной помощью помогли польские сети»,

– рассказывает автор.

Далее польское правительство предложило новые услуги: льготное или бесплатное жилье и ежемесячные социальные выплаты, поэтому доля экономических мигрантов выросла. Среди них могут быть как лица, которым действительно нужны деньги, так и желающие поживиться.

И в связи с этим внутренние сомнения европейцев копятся, а разочарование крепнет с ростом затрат и притоком новых беженцев.

Все задаются вопросом, как долго продлится необычайная щедрость Польши к украинским беженцам и, что еще важнее, кто за нее заплатит.

Правящая партия Польши выдает въезжающим украинцам номера социального страхования PESEL и гарантирует им те же юридические и финансовые права, что и полякам, кроме разве что самого гражданства.

Где благотворительность, там и злоупотребления.

«В Пшемысле мне рассказывали, как украинки приезжают в страну за PESEL, а потом тут же возвращаются домой и получают семейные выплаты на детей по программе 500 Plus. На вокзале в Пшемысле я видел, как из вагонов выходят десятки ухоженных женщин со свежим педикюром и ведут детей с айфонами. Они минуют приют для беженцев и направляются прямиком в город, а пообедав и совершив покупки, возвращаются домой на Украину. Как мне рассказал один таксист, предприимчивые украинцы скупили в Пшемысле все подержанные автомобили и перегнали их через границу»,

– пишет Энтони Токаж.

ЕС предоставил украинцам право жить и работать в любой из его 27 стран сроком до трёх лет, однако издержки на прием беженцев легли на плечи государств. Многие поляки жалуются на эту невиданную щедрость: украинцы получают все плюсы польского гражданства, но не платят налогов и не несут никакой гражданской ответственности.

Одна словачка на вокзале призналась автору, что волнуется, что поток беженцев подорвет сплоченность и стабильность общества.

Другой его австрийский собеседник сказал, что ЕС «увиливает» от решения проблем. У него в голове не укладывается, почему ЕС так медлит с решениями миграционных проблем в Польше, Румынии, Молдавии, Венгрии и Словакии.

При этом показательно, что подавляющее большинство украинских беженцев не поехали в страны побогаче, а остались в Польше – за видом на жительство уже обратились почти полтора миллиона человек.

При всех сложностях российской операции на Украине и их последствиях для Европы действия любой страны определяются двумя вопросами: «Кому это выгодно?» и «Каковы ставки?»

Для стран вроде Польши и Чехии, которые помогли Украине военной техникой и гуманитарной помощью, на кону нынешний расклад сил.

С одной стороны, Польша, Чехия и другие государства отправили на Украину деньги и военную технику в надежде установить новый порядок с Россией и Центральной и Восточной Европой. Даже Великобритания уловила весь потенциал такого сдвига и предприняла целый ряд ходов по подрыву российской власти. С другой стороны, Франция, Германия и Италия проводят дипломатию, которая не преследует иных целей, кроме скорейшего восстановления статуса-кво с дешевым топливом и свободным доступом к огромному потребительскому рынку России. А где-то в кулуарах Европейского союза его комиссары отчаянно пытаются придать себе важности, объявляя один бессмысленный пакет санкций за другим.

«Таким образом, украинские беженцы вовсе не зажаты в тисках между реваншистской [терминология сохранена. - Прим. ред.] Россией и безразличным Западом – скорее, они страдают от родовых мук нового геополитического порядка. Как бы то ни было,  стабильность в Европе и восстановление хрупких цепочек поставок пойдет США на руку. Но США придется решать, на чьей стороне они хотят быть в многополярном мире будущего. Джо Байдену и его администрации не мешало бы иначе взглянуть на пять миллионов украинских беженцев, которые свой выбор уже сделали»,

– заключает автор.

Соб. корр. ФСК