10 ноября Европейская комиссия обнародовала новый план действий «Военная мобильность 2.0». Параллельно вышла «Стратегия ЕС по киберобороне».
Официально обозначено, что эти документы направлены на то, «чтобы справиться с ухудшением обстановки в области безопасности после агрессии России против Украины и повысить способность ЕС защищать своих граждан и инфраструктуру».
Новый план действий по военной мобильности направлен на укрепление сотрудничества Евросоюза с НАТО. Одновременно это курс на дальнейшую конфронтацию с Россией и втягивание в орбиту влияния Брюсселя государства, которые пока не входят ни в ЕС, ни в НАТО, углубление взаимодействия со «странами расширения» (Украина, Молдова, страны Западных Балкан).
План предлагает действия для обеспечения быстрого перемещения крупных сил, включая военный персонал и оборудование, и сосредоточен на необходимости развития:
– мультимодальных транспортных коридоров, включая автомобильные и железные дороги, воздушные маршруты и внутренние водные пути с транспортной инфраструктурой двойного назначения, способной обслуживать военные перевозки;
– транспортных узлов и логистических центров;
для содействия развертыванию войск и материальных средств;
– повышения устойчивости, жизнестойкости и готовности гражданских и военных транспортных и материально-технических возможностей.
Фактически это милитаризация внутренней политики как самого Евросоюза, так и каждого отдельного члена сообщества. Предполагается, что все это будет осуществляться в рамках PESCO (Постоянное структурированное сотрудничество), а также в тесной координации с НАТО. Будет оптимизироваться процедура передвижения через границы внутри ЕС. Параллельно будут проводиться крупномасштабные учения, включая многонациональные манёвры НАТО.
Предполагается оперативно внедрить недавно принятую Директиву о сетевой и информационной безопасности (NIS2) в транспортном секторе. Планируется наладить обмен необходимой информацией для обеспечения максимально полной осведомленности о ситуации среди военного и гражданского транспортных секторов. Это будет осуществлять Европейская сеть организации по связям с киберкризисами (EU – CyCLONe).
В общих чертах заметна тенденция усилить евроатлантическую взаимозависимость, поскольку, помимо НАТО, которая является ключевой организацией-партнером ЕС, упомянуты другие участники проекта PESCO по военной мобильности, в частности США, Канада и Норвегия. Ожидается, что Британия тоже присоединится к проекту.
Представила свою стратегию национальной обороны и Франция. Французская стратегия содержит десять стратегических целей:
1. Поддерживать надежные и заслуживающие доверия средства ядерного сдерживания;
2. Повысить устойчивость как к военным, так и к нетрадиционным вызовам, имея в виду манипулирование информацией, изменения климата, охоту за ресурсами, пандемии и др.;
3. Обеспечивать средствами французской промышленности поддержку военных действий в долгосрочной перспективе путем создания стратегических запасов, перемещения чувствительных производственных линий и диверсификации поставщиков. По сути, это идея «экономики военного времени», которую Макрон впервые выдвинул на конференции Eurosatory в июне 2022 г.;
4. Повышать киберустойчивость. «Необходимо значительно повысить уровень кибербезопасности всех государственных служб», – говорится в документе;
5. Обеспечивать ключевую роль НАТО в обороне Европы и роль Франции в ней как одного из «европейских столпов»;
6. Укреплять европейский суверенитет и развивать оборонную промышленность Европы с упором на «европейскую стратегическую автономию», которая зависит от «надежного европейского оборонно-промышленного потенциала»;
7. Быть заслуживающим доверия поставщиком услуг безопасности. В документе упоминаются углублённые отношения с Германией, ключевые партнёрские отношения с Италией и Испанией, стратегические партнёрские отношения с Грецией и Хорватией, партнёрство по наращиванию потенциала с Бельгией. Упоминаются Украина, Молдавия и Грузия. При этом стратегическое партнёрство с Соединенными Штатами «останется фундаментальным». Упоминаются отношения с африканскими странами, Персидским заливом, Средиземным и Красным морями, а также Индо-Тихоокеанским регионом;
8. Улучшать разведку. Франция должна продолжать глубокие реформы своих разведывательных служб и проводить «амбициозную» кадровую политику по привлечению и удержанию персонала;
9. Выстраивать защиту в гибридных войнах (неоднозначных комбинациях прямых и косвенных, военных и невоенных, законных и незаконных способов действий). Разрабатывать инструменты противодействия частным военным компаниям, используемым в качестве прокси враждебными державами;
10. Обеспечивать готовность Вооруженных сил Франции участвовать не только в боях высокой интенсивности, но и в кратчайшие сроки развернуть свои силы и первыми выйти на поле боя.
Контекст этих планов остаётся неизменным: намечаемые действия планируются в рамках подготовки к военному противоборству с Россией.
Фото: REUTERS/Ints Kalnins