Гигант немецкого тяжелого машиностроения промышленная группа Thyssenkrupp прекращает своё более чем двухвековое существование.
«Промышленная группа Thyssenkrupp сталкивается с радикальной реструктуризацией. Совет директоров во главе с генеральным директором Мигелем Лопесом хочет преобразовать компанию в холдинговую компанию и таким образом создать основу для продажи дополнительных частей.
Штат штаб-квартиры будет сокращен с нынешних 500 до 100 сотрудников, а в администрации, где сейчас работает около 1000 человек, запланированы дальнейшие сокращения. “Все, что останется, – это зонтичная компания без содержания», - говорит человек, знакомый с ситуацией.
Таким образом, Лопес возвещает о конце компании, которая связана с немецкой историей теснее, чем любая другая. Доменные печи Круппа (основана в 1811 году) и Тиссена (1891 год) выплавляли железо, которое позволило стране стать промышленной державой в 19 веке. Они также ковали оружие для Первой мировой войны, а позднее и для нацистов, пишет Bild.
Двадцать пять лет назад слияние Krupp и Thyssen создало Thyssenkrupp AG. Конгломерат скатился в глубокий кризис из-за ошибочных инвестиций в новые сталелитейные заводы в Бразилии и США, от которого компания из Эссена так и не оправилась.
Компания не ожидает протеста со стороны федерального правительства или министра-президента Северного Рейна-Вестфалии Хендрика Вюста, несмотря на потерю одного из важнейших работодателей региона. До сих пор Вюст был пассивен, говорит инсайдер издания: «Почему это должно измениться сейчас? Они знают все факты».
В конце прошлого года в Thyssenkrupp сообщили о крупном годовом убытке второй год подряд. Одной из ключевых причин общей убыточности компании был назван кризис в ее «историческом сталелитейном подразделении».
Конгломерат, продукция которого варьируется от стали до подводных лодок, зафиксировал убыток в размере 1,5 млрд евро за 2023-2024 финансовый год после убытка в размере около двух миллиардов евро годом ранее.
Немецкие СМИ пишут, что группа Thyssenkrupp, некогда символ немецкой промышленной мощи, пострадала из-за высоких издержек на внутреннем рынке, падения цен на ее продукцию и жесткой конкуренции со стороны азиатских конкурентов, нанесших удар по ее традиционному сталелитейному бизнесу. Проблемы были особенно острыми в проблемном сталелитейном подразделении, операционная прибыль которого упала на 18% и которому пришлось списать активы на сумму один миллиард евро.
В 2023-2024 годах общий объем продаж группы, в которой работают почти 100 000 человек, упал на 7% до 35 миллиардов евро, при этом Thyssenkrupp указала на «значительное снижение спроса» со стороны основных отраслей промышленности.
Помимо сталелитейного производства, от падения заказов и продаж пострадали и другие ключевые подразделения, включая автомобилестроение и производство материалов. Группа пыталась выделить сталелитейное подразделение, являющееся крупнейшим производителем стали в Германии, но это не дало результата. Убытки по-прежнему росли.
В 2024 году компания продала 20-процентную долю группе, принадлежащей чешскому миллиардеру Даниэлю Кретинскому. На следующем этапе ожидается, что чешский инвестор увеличит свою долю с 20 до 50 процентов. «В конечном итоге он, скорее всего, полностью возьмет на себя управление подразделением стали», – говорят источники в компании.
Кризис в сталелитейном подразделении, в котором работает около 27 000 человек, обострился в августе 2024 года, когда его руководитель и глава наблюдательного совета ушли в отставку после конфликта с Лопесом по поводу наилучшего пути развития компании.
Между тем на сегодняшний день в упадке вся сталелитейная отрасль Германии.
В феврале 2025 года немецкие сталелитейщики сократили производство стали на 13,5% по сравнению с тем же месяцем 2024 года – до 2,7 млн тонн. Об этом свидетельствуют данные Немецкой ассоциации сталелитейной промышленности (WVStahl).
Производство чугуна в Германии в феврале снизилось на 15,9% по сравнению с февралем 2024 года и на 0,5% по сравнению с январем – до 1,71 млн тонн.
Причинами кризиса сталелитейной индустрии в Германии немецкие СМИ называют конкуренцию азиатских производителей и торговые пошлины Трампа, но на самом деле это не так.
В конце февраля 2025 года Немецкая сталелитейная ассоциация призвала правительство принять немедленные меры для поддержания производства стали в стране. По данным ассоциации, решение проблемы расходов на электроэнергию, которые составляют 20-40 % расходов сталелитейщиков, имеет решающее значение. WV Stahl рекомендовала немедленно снизить плату за передачу электроэнергии до уровня, установленного на 2023 год, с обратной силой с 1 января 2025 года. Эта мера необходима для поддержания промышленной деятельности в Германии и облегчения перехода к более устойчивой экономике.
Германскую сталелитейную отрасль добивают не китайцы и Трамп, а растущие цены на электроэнергию из-за отказа от дешевого российского газа. И никакого облегчения немецкой индустрии, причем не только сталелитейной, не предвидится, поскольку правительство Мерца упрямо держит курс на конфронтацию с Россией.
«Эпоха [немецкой стали] подходит к концу. После продажи традиционного сталелитейного подразделения (которое должно было перейти чешскому олигарху Даниэлю Кржетинскому) и военно-морской верфи Thyssenkrupp Marine Systems разделение [компании] продолжается. “Кроме того, мы готовимся выйти из стального торгового бизнеса”, – заявила компания. Подразделение с 16 000 сотрудников и годовым объемом продаж 12,1 млрд евро является крупнейшей частью группы и должно быть размещено на фондовой бирже. Но: “Это не имеет смысла; торговля сталью и другими материалами приносит мало прибыли”», – сказал высокопоставленный менеджер компании BILD.
Без стали, судостроения и торговли 70% годового дохода компании в размере 35 миллиардов евро будут потеряны, а из 98 000 ее сотрудников менее половины останутся в группе. «Но Лопес планирует большее: часть подразделения поставщиков автомобильной промышленности будет закрыта или продана. В лучшем случае останется только оболочка… От гиганта немецкой промышленности, в котором когда-то работало 200 000 человек, остался только сегмент бизнеса «Зеленые технологии». Однако он слишком мал, чтобы выжить. В конечном итоге Thyssenkrupp будет фактически распущена», – пишет издание.
Крах Thyssenkrupp – начало агонии немецкого тяжмаша, что иначе как самоубийством не назовешь. Без российских энергоносителей германская индустрия рано или поздно рухнет. Добьют ли ее конкуренты или торговый вояка Трамп уже значения не имеет.