Хельсинкский процесс: одноглазый циклоп разрядки

Хельсинкский процесс: одноглазый циклоп разрядки

Через три года после Хельсинки спецназ ЦРУ расстрелял в Гайане более тысячи неугодных американцев

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, начавшееся в Хельсинки 3 июля 1973 года и продолжавшееся в Женеве с 18 сентября 1973 года по 21 июля 1975 года, было завершено в Хельсинки 1 августа 1975 года. Собственно, и сам документ, получивший название Хельсинкский заключительный акт, принятый тогда и проложивший дорогу к миру и благополучию Европы, был привязан к финляндской столице исторически. Потому и его 50-летний юбилей Брюссель поручил финнам.

К слову сказать, 50 лет назад у холодной войны уже был свой юбилей. Этот термин ввёл в оборот английский писатель Джордж Оруэлл, написавший в октябре 1945-го статью «Ты и атомная бомба» для еженедельника «Трибьюн». Тот самый Оруэлл, что в 1949 году напишет роман-антиутопию «1984», которую весь Запад дружно посчитал литературным портретом «тоталитарного иерархического строя в СССР, порабощающего людей, где «большой брат следит за тобой» и в упор не замечая, что это их собственная калька. 

Но вернёмся в Хельсинки. Языком документа под Декларацией принципов, которыми государства-участники теперь должны были руководствоваться во взаимных отношениях, следует понимать «приверженность миру, безопасности и справедливости и процессу развития дружественных отношений и сотрудничества» государств-участниц. И при этом «уважать и применять эти принципы в отношениях каждого из них со всеми другими государствами-участниками, независимо от их политических, экономических и социальных систем, а также их размера, географического положения и уровня экономического развития».

Кто-то будет против? Поэтому Декларация была подписана представителями Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германия, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канады, Кипра, Лихтенштейна, Люксембурга, Мальты, Монако, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Сан-Марино, Святейшего Престола, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик, Турции, Финляндии, Франции, Чехословакии, Словакии, Словении, Швейцарии, Швеции и Югославии. Так подробно потому, что из подписантов в НАТО сегодня почти все. Из постсоветских не отравились «запахом демократии» только сербы.

К чему обязывал подписантов Хельсинский акт? «Государства-участники будут воздерживаться в их взаимных, как и вообще в их международных отношениях от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций и с настоящей Декларацией. Никакие соображения не могут использоваться для того, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к ее применению в нарушение этого принципа». Кто с этим стал бы спорить? Или с этим: «Государства-участники будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

Но «вашингтонский циклоп» всегда смотрел, как и сейчас смотрит, на мир одним глазом и инакомыслящих готов уничтожить всегда. Даже своих. Через три года после Хельсинки спецназ ЦРУ расстрелял в Гайане более тысячи американцев, среди которых было почти 300 детей, четырех журналистов и конгрессмена Лео Райана, чтобы не допустить переезд в СССР бежавших в Гайану из Штатов членов общины Джима Джонса «Храм народов» (Peoples Temple). Пообщавшись с обитателями Джонстауна 17 ноября, этот конгрессмен заявил прилетевшим с ним журналистам: «Должен признать: для некоторых, с кем я беседовал, а может быть, и для большинства из них Джонстаун – это лучшее, что было в их жизни». И поплатился за это собственной жизнью.

Сегодня мало кто помнит эту жуткую трагедию, про которую американские СМИ сообщали 18 ноября 1978 года так: «Жители американской религиозной общины Peoples Temple, находящейся в затерянном в гайанских джунглях поселке Джонстаун, в порыве религиозного фанатизма совершили акт коллективного самоубийства. Прибывшие в Джонстаун американские военные насчитали более 400 трупов. Среди покончивших с собой – женщины и дети». 

Как это было на самом деле?

Эта тысяча инакомыслящих американцев из ориентированной на социализм Гайаны была лишь головным отрядом огромной армии потенциальных политических беженцев из США, увидевших для себя возможность жить в СССР, чтобы избавиться от преследования американских властей за свои «красные» убеждения. Абсолютно мирные последователи Джонса, верившие в человеческое братство и принципы социализма, не имели ничего общего ни с «Черными пантерами», ни с другими противниками «демократии по-американски» и находились уже на территории другой страны. В марте 1978 года представители коммуны передали в советское посольство в Гайане документ, в котором говорилось, что «социалистический сельскохозяйственный кооператив, состоящий из эмигрантов из США, подвергается преследованиям со стороны американских реакционных сил, решивших уничтожить его». А затем письмо на имя посла СССР, в котором выражалось желание «направить делегацию в Советский Союз для обсуждения вопроса о переезде наших людей в СССР в качестве политических эмигрантов». И так как угрозы становились все более зловещими, колонисты просили советское посольство спасти хотя бы их детей и даже обещали оплатить их пребывание в СССР. Визит в СССР руководства коммуны, включая самого Джонса, чтобы осмотреться и выбрать место, куда она переедет, должен был состояться в конце ноября или начале декабря 1978 года. В общине царила радость, коммунары обзавелись учебниками и зубрили русский язык…

17 ноября поздно вечером в квартиру советского консула в Гайане позвонила Шарон Амос, жившая в столице страны Джорджтауне сотрудница Джонстауна, которая поддерживала связь с советским посольством. Она плакала, кричала, что Джонстаун оцеплен вооруженными людьми, и над ним кружат вертолеты. Жена консула срочно позвонила в полицию, где ей ответили, что на квартиру Шарон Амос уже отправлен наряд. Полицейские нашли там только трупы самой Амос и ее детей.

Группа американского спецназа прорвалась к дому Джима Джонса и убила его одним из первых. Остальных, около 880 человек, разбили на небольшие группы и заставляли принимать некое «успокоительное». Как свидетельствовал потом главный патологоанатом Гайаны доктор Муту, он насчитал 87 жертв, которым смертоносные уколы были сделаны насильственно. Когда группа судебных экспертов США потребовала провести немедленное вскрытие тел погибших, трупы отправили на секретную базу ВВС США в штате Делавэр, где их сожгли, несмотря на протесты медэкспертов и родственников жертв трагедии. … Примерно 80 жителям Джонстауна удалось спастись от пуль американского спецназа в окрестных джунглях и добраться до границы с Венесуэлой. Именно они рассказали журналистам о последних минутах жизни Джима Джонса и о расправах над жителями поселка. Американские спецслужбы быстро переправили этих людей на территорию США «для допроса». Больше о них никто ничего не слышал. Так что выжили единицы. Один из таких Майкл Прокс, его, видимо, замучила совесть, и он объявил на пресс-конференции 13 марта 1979 года, что был в общине тайным осведомителем ЦРУ. В тот же вечер он «застрелился» пулей в затылок. 

Почему обо всём этом так подробно? По тому, что именно США прописывали сценарий соблюдения Хельсинкского заключительного акта. И на собственном примере «одноглазого» подписанта, «воздерживающегося от применения силы», показали его осуществление во Вьетнаме, Ираке, Сомали, Руанде, Югославии, Афганистане, Ливии… Список известен и продолжает расти.

Что же касается трёх десятков других участников Хельсинки-1975, то ищите их натовские следы по тем же адресам. Думали ли в Москве, что будет иначе, уезжая из Хельсинки 50 лет назад? Едва ли. Но даже не двурушничество Запада стало главной опасностью для СССР и, как тогда говорили, стран социализма. Обменяв демонстративное признание существования соцлагеря в Европе и мире и нерушимость его границ на 60 страниц условий сосуществования с цивилизацией, с конца XI века ходившей на нас крестовыми походами, мы добровольно накинули на себя узду, наивно надеясь на то, что её никто никогда не натянет. Натянули. Несомненный успех советской дипломатии стал предысторией поражения СССР в холодной войне и развала Советского государства. Став набором двойных стандартов Запада в отношениях с Востоком, Хельсинский заключительный акт стал инструментом политического давления и, что оказалось ещё более опасным, идеологического разложения стран соцлагеря. Именно соцстраны во главе с Советским Союзом выступали инициаторами разрядки международной напряженности и Хельсинки-1975. Но Хельсинкский акт не только не положил конец холодной войне между двумя системами, но и дал возможность Западу формулировать для нас «права человека», «достоинства, присущие человеческой личности», начавшиеся космополитизмом и далеко не закончившиеся ещё признанием равноправия половых извращенцев. Он позволил поставить формулируемые на Западе «хотелки» над законами нашей страны. Он дал западным идеологам возможность подбирать ключи к нашей науке и образованию, торговле и внутреннему рынку, шаг за шагом привязывать к своим потребностям самодостаточную экономику нашей страны и, главное, сеять зёрна, таившиеся в гуманитарной корзине седьмой главы Заключительного акта «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений», ставшей миной, подложенной под мировую систему социализма. 

Понятно, что Заключительный акт был документом декларативным и априори лицемерным, что и породило те самые двойные стандарты в отношениях между «нами» и «ими», что отравляют и безопасность, и сотрудничество в Европе.

А теперь надо взглянуть в лицо Хельсинки сегодня. Какое оно? Как всегда, одноглазое. В Программе председательства Финляндии в ОБСЕ на 2025 год выписано, что «в 2022 году вторжение России на Украину подорвало европейский порядок безопасности. Россия нарушила соглашение о Хельсинкских принципах: нерушимость границ, территориальная целостность, мирное урегулирование споров и другие ключевые ценности». Значит, до этого всё было чин чинарём. И то, что Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ на Украине, учреждённая в марте 2014 года, сотрудничала с иностранными спецслужбами и не гнушались и вербовкой мирных граждан, за что несколько бывших сотрудников миссии арестовали власти ЛНР и ДНР, предоставляла ВСУ записи со своих камер наблюдения, собирала информацию в интересах западной разведки, это тоже для безопасности и сотрудничества в Европе. Значит, все 50 лет после Хельсинки - это история «их» успеха, и только 24 февраля 2022 года «дух Хельсинки» стал пахнуть дурно. Похоже, именно в этом ключе в первую неделю августа в Финляндии на конференции высокого уровня «Хельскинки+50: не уважая наследие, не будешь готов к будущему» (Helsinki + 50: ei kunnioita perintöä, ei valmistaudu tulevaisuuteen) будет вписана очередная страничка в историю «одноглазой» Европы, так и не прервавшей свой восточный «крестовый поход».