Сергей Тихановский

Белорусская оппозиция в шаге от края пропасти: Западу не интересно, а белорусы забыли

Путь «змагарского» движения неминуемо приведет беглую оппозицию на свалку истории

После событий 2020 года, кода в Белоруссии провалилась попытка государственного переворота, противники Александра Лукашенко оказались перед выбором: либо бежать из страны, либо оказаться в местах заключения. Так называемые лидеры белорусской оппозиции в массе своей бросили своих сторонников и скрылись под защиту западных кураторов, со временем превратившись в террористов, главной целью которых стала дестабилизация обстановки на их бывшей родине. За последующие пять лет движение «змагаров» пришло в серьезный упадок, утратив как социальную базу в Белоруссии, так и доверие, а с ним и обильную финансовую поддержку со стороны Запада. Деградация идей, постоянные скандалы внутри оппозиционных структур, воровство средств – все это уже стало обыденностью в среде беглых противников Лукашенко. Более того, события последних месяцев и вовсе грозят отправить «змагарское» движение на свалку истории уже в самое ближайшее время.

Как известно, одним из требований белорусской оппозиции всегда было освобождение так называемых политических заключенных, на наличии которые в республике «змагары» всегда делали упор в любых своих заявлениях и встречах с западными политиками. Однако в Минске никогда не признавали наличие в стране политзаключённых, а любые подобные требования со стороны Запада всегда воспринимали как политическое давление и попытку повлиять на ситуацию внутри страны. Тем более что начиная с 2021 года в Белоруссии ведется активная зачистка от радикально настроенных элементов, которые часто используются сбежавшей оппозицией и ее кураторами в том числе из иностранных спецслужб для дестабилизации ситуации в республике и проведения на ее территории и в РФ диверсий и террористических актов.

Вместе с тем за последний год Александр Лукашенко уже провел несколько волн помилований, в результате которых на свободу вышли сотни человек, осужденных ранее по статьям экстремистской направленности. Более того, 21 июня после встречи белорусского лидера со спецпредставителем президента США Китом Келлогом на свободе оказались 14 человек, среди которых был муж беглой оппозиционерки Светланы Тихановской и по совместительству популярный в 2020 году блогер Сергей Тихановский. Последний шаг стал настоящей неожиданностью даже для оппозиционного движения, сделав его положение еще более затруднительным.

Освобождение Тихановского буквально сразу же запустило в среде беглой белорусской оппозиции несколько негативных для нее процессов, основания для которых созрели уже давно. К июню текущего года движение «змагаров» уже находилось в серьезном упадке, что было обусловлено практически полным отсутствием к нему интереса со стороны Запада, а также сокращением финансирования, в том числе из-за закрытия новой администрацией Белого дома печально известного Агентства США по международному развитию (USAID). Все попытки Тихановской и ее компании напомнить себе, в том числе за счет постоянных заявлений о поддержке Украины и необходимости борьбы с Россией, так и не привели к серьезным результатам. Более того, на поверхность все чаще стали всплывать коррупционные скандалы, истории краж выделенных на работу и помощь «политзаключенным» средств и пр., что практически полностью отвернуло от белорусской оппозиции бывших ее сторонников. Появление же Тихановского стало определенным катализатором, ускорившим негативные тенденции в среде «змагаров», так как он стал претендовать на еще один центр притяжения сил, а значит и на часть западного финансирования. Теперь многие из тех, кто ранее потерял надежду добиться финансовой помощи со стороны ЕС и США, остатки которой оказались сконцентрированы в руках пары – тройки так называемых лидеров оппозиции, воспряли духом и посчитали, что смогут за счет освобождённого блогера улучшить свое материальное положение. Правда, пока все эти надежды не увенчались успехом, так как Тихановский серьезно «застрял» в 2020 году и абсолютно не понимает произошедшие за годы его нахождения в тюрьме изменения не только в оппозиционной среде, но и на международной арене. Поэтому он все также пытается собирать деньги за счет донатов, искреннее недоумевая, почему у него это не получается, а также делает заявления, которые выглядят сегодня далекими от реальности и крайне непопулярными среди белорусов. Например, угрожает Белоруссии вооруженным нападением, прямо заявляя, что если в Минске «не будут слышать наших голосов, будут слышать приклады наших винтовок». Причем он надеется на помощь в этом Украины, не замечая того факта, что киевскому режиму белорусская оппозиция неинтересна, а все двусторонние контакты происходят только тогда, когда украинским властям нужно провести теракты в Белоруссии или России. 

Самой же главной ошибкой Тихановского, как и многих беглых противников Лукашенко, является их отказ от признания того факта, что у «змагаров» сегодня не осталось сколько-нибудь значимой социальной базы в Белоруссии, а те, кто еще связан с ними, ушли в подполье и не предпринимают никаких действий. Причем этому в немалой степени содействует и политика белорусских властей, которые не отказались от продолжения зачистки страны от остатков прозападной оппозиции, помня, что именно через нее иностранные спецслужбы в последние годы организовали в стране ряд диверсий и терактов. 

Так, за последние месяцы власти Белоруссии нанесли несколько серьезных ударов по «змагарскому» движению, начиная от идеологических акций и информационных кампаний и заканчивая ужесточением законодательства, чтобы ни у кого в стране не было даже мыслей связывать свою жизнь с беглой оппозицией. Именно поэтому недавно Верховный суд Белоруссии признал созданный еще в 2022 году Светланой Тихановской и ее окружением «Объединенный переходный кабинет» (ОПК) и его структурные подразделения террористической организацией,  запретив их деятельность на территории республики. Обосновано это было тем, что «ряд членов формирования непосредственно участвовал в организации на территории Белоруссии актов терроризма», что подтверждается материалами уголовных дел, в том числе о разжигании социальной вражды и розни, заговоре с целью захвата государственной власти и пр. Причем необходимо признать, что такая формулировка Верховного суда не должна рассматриваться как простая попытка придать значимости данному решению, так как ОПК, как и многие другие структуры беглой белорусской оппозиции, не раз были замечены в пособничестве организации диверсий и терактов. Например, на военном аэродроме Мачулищи под Минском в 2023 году, когда по заказу украинских спецслужб и при содействии законспирированных структур «змагаров» было совершено нападение на российский самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50.

Вместе с тем необходимо признать, что на Западе, несмотря на абсолютную деградацию беглой белорусской оппозиции, по-прежнему не теряют надежд рано или поздно использовать ее в своих интересах. Даже освобождение Тихановского периодически подается западными кураторами «змагаров» как попытка вдохнуть в их деятельность новую жизнь, побудив белорусов к возобновлению протестной деятельности. Для этого из блогера в первые недели его освобождения даже попытались сделать новый идейный ориентир для тех, кто все еще надеется свергнуть нынешнюю власть в Белоруссии. С этой целью даже были организованы различные встречи Тихановского с политическими лидерами ЕС. Правда, оказалось, что никаких новых идей, кроме как продолжить шантажировать официальный Минск санкциями, о чем он заявил на встрече с уходящим президентом Польши Анджеем Дудой, у него нет. Как их нет и у самого ЕС, где 9 июля во время пленарной сессии Европейского парламента было заявлено, что о нормализации отношений с Белоруссией не может быть и речи до тех пор, пока все «политзаключенные» не будут освобождены, а в стране не начнутся «реальные демократические реформы». Ничего нового европейские политики и их марионетки за последние годы так и не смогли придумать, а в Минске на это перестали обращать серьезное внимание, лишь изредка напоминая международному сообществу о том, что такая политика ни к чему хорошему не приведет, а странам Запада следует обратить внимание на то, что происходит у них, а не лезть в дела других государств. 

Таким образом, существующий на протяжении многих лет симбиоз белорусской оппозиции и стран Запада в настоящее время продолжает деградировать, а планы «змагаров» и их кураторов все чаще разбиваются о жестокую реальность, в которой белорусы окончательно перестали верить тем, за кем еще 5 лет назад были готовы идти. Более того, отношение к «змагарам» сегодня уже переходит из нейтральной в негативную форму даже среди тех, кто уехал из Белоруссии. Это прекрасно демонстрирует недавний случай, произошедший с одним из лидеров беглой белорусской оппозиции Павлом Латушко, в которого во время Варшавской восточноевропейской конференции один из белорусов бросил мусорный бак. Символизм этого поступка вполне очевиден – путь всего «змагарского» движения Белоруссии неминуемо приведет беглую оппозицию на свалку истории, даже несмотря на все попытки со стороны Запада дать ей вторую жизнь. 

Другие материалы