Вашингтонское заявление Трампа, Алиева и Пашиняна: между дипломатией и стратегическими потерями

Договорённости 8 августа – новая глава «Большой игры» на Кавказе

8 августа 2025 года в Белом доме был подписан документ, который в официальных заявлениях называют «шагом к миру» между Арменией и Азербайджаном. Посредником выступил Дональд Трамп, что само по себе стало символическим жестом – Вашингтон намерен закрепить за собой роль ключевого модератора в закавказской политике. Однако при детальном рассмотрении соглашение выглядит не столько как баланс интересов, сколько как асимметричный компромисс, в котором реальные и немедленные выгоды получает Баку, в то время как Ереван – лишь неопределённые обещания.

Ключевым элементом договорённостей стало предоставление Азербайджану (под американским патронатом в виде так называемого «Маршрута Трампа во имя международного мира и процветания», или TRIPP) сквозного маршрута через Сюникскую область в Нахичевань. Для Баку это стратегическое приобретение: создаётся сухопутная связка с Турцией, формируется тюркская транспортная ось, которая может стать частью глобального маршрута из Китая в Европу в обход России и Ирана. Турция таким образом получает новый инструмент усиления своего экономического и политического влияния на Южном Кавказе фактически без задействования военных ресурсов. Это укрепляет Анкару в её амбиции стать ведущим транзитным центром Евразии.

Армения в этой конструкции получает только формальные заверения, что в будущем будут разблокированы её транспортные коммуникации, не подкреплённые конкретными сроками, юридическими гарантиями и чётким механизмом реализации. Это создаёт серьёзную опасность: Азербайджан уже фактически достигает своей цели, а Армения может так и не увидеть встречных шагов. Подобная асимметрия чревата тем, что Ереван окажется в ситуации, когда уступки уже сделаны, а ожидаемая выгода так и останется на уровне деклараций.

Переформатирование регионального баланса

Для США это соглашение – важный геополитический успех. Вашингтон не только закрепляет за собой имидж миротворца, но и получает возможность контролировать одну из ключевых транспортных артерий региона, интегрируемую в т. н. «Срединный коридор». Это создаёт рычаги для давления на Москву и Тегеран, отчасти на Пекин, а также открывает перспективу интеграции Южного Кавказа в альтернативные пути поставок энергоресурсов в Европу. Коридор через Сюник в американском исполнении – это не просто логистика, это инфраструктурный плацдарм для долгосрочного присутствия США в регионе.

Для России Вашингтонская декларация – тревожный сигнал. Москва окончательно утрачивает статус главного посредника между Ереваном и Баку, что ещё недавно было её сильной стороной в «посткарабахской» архитектуре безопасности. Это происходит на фоне рекордного экономического взаимодействия, имеющего, впрочем, тенденцию к резкому снижению. Если в 2024 году товарооборот Армения–Россия достиг примерно 12 миллиардов, то по итогам года текущего он может обвалиться почти в два раза. Тем не менее российский газ остаётся ключевым элементом энергетической безопасности Армении, а российский рынок – основным направлением армянского экспорта. Резкое ослабление политических связей с Москвой грозит пересмотром условий сотрудничества, повышением цен на энергоресурсы и ограничением доступа к рынкам. Можно предположить, что в случае реализации идеи прокладки через Сюникскою область экспортных магистралей известное предложение Пашиняна подумать над закупками каспийского газа обретёт «второе дыхание».

В ходе телефонного разговора 11 октября премьер-министр Армении подробно проинформировал Владимира Путина о результатах встречи с президентом США Дональдом Трампом и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Вашингтоне 8 августа. Президент России отметил важность шагов, способствующих обеспечению устойчивого мира между Ереваном и Баку. Подтверждена готовность российской стороны в русле известных трёхсторонних договорённостей на высшем уровне 2020-2022 годов содействовать комплексной нормализации армяно-азербайджанских отношений, включая разблокирование транспортных коммуникаций в регионе.

Между тем некоторые иранские политики реагируют на вашингтонскую встречу Трампа, Пашиняна и Алиева достаточно жёстко. Для Тегерана связь с Арменией – это стратегический сухопутный коридор, десятилетиями использовавшийся как канал обхода санкций и удержания влияния на северо-западном направлении. Появление на этом участке инфраструктуры под контролем Турции, Азербайджана или США, да ещё и с водворением на северном берегу Аракса мутных частных охранных (де-факто разведывательных) структур, воспринимается в Иране как прямая угроза национальной безопасности. В Тегеране предупреждают, что будут блокировать любой формат, который сокращает их доступ к армянской границе или переводит его под внешний контроль. В то же время, как сообщил министр иностранных дел ИРИ Аббас Арагчи, Тегеран проводит консультации с Ереваном по вопросу параметров урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, в частности запланирован телефонный разговор с премьер-министром Армении Николом Пашиняном и визит замминистра иностранных дел РА. У Тегерана «по-прежнему есть свои опасения, поскольку любое иностранное присутствие на Южном Кавказе может иметь негативные последствия для мира и стабильности в регионе, о чем мы неоднократно напоминали обеим странам».

Риски и возможные сценарии для Армении

Для Армении ситуация осложняется сразу по нескольким направлениям.

Во-первых, имеется риск частичной утраты контроля над собственной территорией, если коридор будет фактически управляться извне. Даже при формальном суверенитете практический контроль над движением грузов и людей может перейти в руки американских операторов, а споры по режиму движения, разрешением которых надлежит обращаться в американский суд, станут инструментом политического давления.

Во-вторых, ухудшение отношений с Россией и Ираном чревато серьёзными экономическими последствиями. Армянская экономика тесно интегрирована с российской, а в энергетике ключевую роль, как было упомянуто выше, играют российский и иранский газ. Разрыв или резкое охлаждение этих связей создаст проблемы с тарифами, поставками и валютными расчётами. Официальный представитель МИД России Мария Захарова обратила внимание, в частности, на важность учёта фактора членства Армении в едином таможенном пространстве ЕАЭС, в том числе в отношении организации транзитных грузоперевозок через территорию республики. 

В-третьих, усиление турецко-азербайджанской «оси» в непосредственной близости от Сюника повышает военные и политические риски. При отсутствии чётких механизмов урегулирования споров любой инцидент может быть использован как предлог для давления или пересмотра условий соглашения.

Отдельной угрозой является требование Азербайджана изменить Конституцию Армении, убрав упоминание Декларации независимости 1990 года. Для Баку это ключевой момент, трактуемый как отказ от любых территориальных претензий, но для Еревана это вопрос внутренней политики, который решается через референдум. Провал подобного голосования (в случае, если, конечно, до него-таки дойдёт дело, а не будут задействованы обходные механизмы) даст соседям повод обвинить Армению в нарушении договорённостей и заморозить встречные шаги.

Что нужно сделать, чтобы минимизировать угрозы

Армения должна перевести политические обещания в чёткие юридические формулы. Необходимо закрепить на бумаге, что весь маршрут остаётся под полным армянским контролем, прописать порядок действия в случае нарушения договорённостей, предусмотреть право на одностороннюю приостановку работы коридора при угрозе безопасности. Параллельно важно добиваться конкретных экономических проектов на территории Армении с чёткими сроками и источниками финансирования, будь то модернизация железнодорожных, автомобильных либо иных магистралей, создание логистических центров или развитие производства, ориентированного на новые рынки.

Еревану также необходимо сохранить и укрепить отношения с Россией и Ираном. Только баланс между ведущими геополитическими центрами позволит избежать полной зависимости от одного партнёра. Для этого нужно заранее договариваться об условиях долгосрочных поставок газа, расширении электрических мощностей и поддержке экспорта.

Вашингтонское соглашение – это не конец конфликта и не окончательный мир, а новая глава геополитической игры, где интересы США, Турции и Азербайджана уже реализуются, а Армении ещё предстоит отстоять свои. От того, насколько быстро и чётко Ереван сможет закрепить свои позиции, зависит, превратится ли этот документ в шаг к развитию или станет началом новой полосы зависимости и стратегических потерь.

Другие материалы