Внутренние дискуссии в странах ЕС, или Надо ли продолжать помогать Украине?

Вопрос поддержки киевского режима обсуждается на уровне высшего руководства европейских стран

Развернувшийся в Киеве коррупционный скандал с воровством сотен миллионов долларов (а может и больших сумм) группой лиц, близких к Зеленскому, выводит на новый уровень дискуссии в европейских странах о дальнейшей поддержке Украины.

Причем обсуждение идет не только среди обычных граждан, которые давно недовольны выбрасыванием сотен миллиардов евро в топку украинского кризиса, но и на уровне руководителей стран и правительств. Доходит до того, что противоречия в позициях политиков выплескиваются в соцсети, показывая накал страстей. Причем речь не идет о различии взглядов между правящей партией и оппозицией, а о жестком противостоянии по украинскому вопросу между членами правительства или даже между президентом и премьером.

Наиболее ярко противоположность подходов к дальнейшей поддержке киевского режима проявилась в Польше и Италии.

Украинский вопрос в Польше является крайне болезненным по нескольким причинам. 

Во-первых, между двумя странами имеется огромная разница в подходах к оцениванию деятельности членов националистических организаций ОУН-УПА* (*запрещенных в России) во время и после Второй мировой войны.

Если поляки называют их преступниками и ежегодно отмечают 11 июля как День памяти о поляках – жертвах геноцида, совершённого украинскими нацистами, то на Украине эти же самые националисты являются «борцами за независимость», которых прославляют и навязывают как почитаемых героев.

Словно иллюстрацией к этому в польских соцсетях на днях обсуждали фотографии прибывшего на лечение военнослужащего ВСУ, у которого не теле нанесена татуировка с нацисткой символикой. Поляки задаются вопросом насколько целесообразно использовать государственные ресурсы и их налоги на лечение таких личностей0, чьи символы, как минимум, вызывают большие сомнения у общественности.

Во-вторых, количество украинских беженцев в Польше составляет около 1 млн. человек, что оказывает огромное влияние на польское общество, уставшее от такого наплыва приезжих.

Да многие граждане Украины организуют бизнес и способствуют развитию польской экономики, но не меньшая их часть продолжает четвертый год сидеть на пособиях и бесплатно пользоваться социальными благами и медицинскими услугами.

Еще в августе только вступивший в должность президент Навроцкий не хотел продлевать закон о ежемесячных выплатах на детей граждан Украины и доступе к медицине для всех украинцев. Его подход был прост – кто не работает, тот не ест – а если точнее, то все это «положено только тем украинцам, которые работают». Тогда он все же продлил эти льготы с некоторыми правками, но сейчас заявил, что больше таких продлений для всех не будет.

Кроме того, президент Польши внес в Сейм законопроект о введении уголовной ответственности с наказанием до 3 лет лишения свободы за «пропаганду бандеризма», но депутаты его не поддержали. А вот идея лишения неработающих украинцев доступа к бесплатной медицине пришлась им по вкусу, и они за нее проголосовали.

В то же время, по мнению Навроцкого, в отношениях Варшавы и Киева остаются открытые вопросы, которые создают напряженность. Первый – это отсутствие должной благодарности за прием беженцев и содействие за все прошедшие годы. Второй – нерешенная проблема эксгумации и увековечивания памяти жертв Волынской трагедии. И третий – экономические проблемы, вызванные демпинговыми ценами на импортируемую в ЕС украинскую сельхозпродукцию, что приводит к кризису в польском агропромышленном секторе.

Украинский вопрос стал очередным камнем преткновения в отношениях между президентом Навроцким и премьером Туском. Еще в августе издание The Financial Times писало, что разногласия между ними из-за борьбы за главенство в вопросах внешней политики могут повлиять на отношения с Киевом.

Прошло всего несколько месяцев, и Навроцкий уже назвал Туска «худшим премьер-министром страны с 1989 года», а тот ответил: «Чтобы быть президентом, недостаточно победы на выборах». Наверное, вспомнил о нескольких майданах в Киеве, которые приводили к власти совсем не тех, кто победил на выборах. 

На польский День независимости 11 ноября Навроцкий принял участие в марше националистов, которые выступали против правительства Туска и скандировали лозунг: «Стоп иммиграции, время депортации!» Он также заявил, что «Польша - больше не колония», и он не позволит ей стать «попугаем, пассивно повторяющим то, что исходит с Запада».

Премьер Туск удивился, что «для марширующих врагами были Запад, ЕС и Украина, а не Россия», а особенно тому, что «их возглавил президент Польши».

Очевидно, что чем дальше, тем больше позиции польского президента и премьера по украинскому вопросу будут расходится, а киевскому режиму будет сложнее получать польскую поддержку как в двустороннем формате, так и в рамках ЕС.

Тем более, что согласно данным соцопросов, треть граждан Польши считают, что полномочия президента следует расширить за счет полномочий правительства, а популярность Навроцкого ничуть не снизилась за прошедшие месяцы с его избрания.

Практически аналогичная история происходит в Италии. Комментируя развивающийся скандал в Киеве Вице-премьер-министр Маттео Сальвини высказался против предоставления дальнейшей помощи Украине: «Появляются коррупционные скандалы, в которые вовлечено украинское правительство, поэтому я не хотел бы, чтобы деньги итальянских рабочих и пенсионеров использовались для подпитки дальнейшей коррупции».

По его мнению, Украине ничуть не поможет предоставление большего количества оружия: «Мне кажется, что то, что происходило в последнее время с продвижением российских войск, говорит нам, что в интересах всех, и прежде всего Украины, остановить войну».

А вот глава Минобороны Италии Гвидо Крозетто (как и глобалисты из Еврокомиссии), постаравшись минимизировать впечатление от масштаба коррупции в Киеве, заявил, что прекращать помощь Украине было бы «абсурдно»: «Я понимаю беспокойство Маттео Сальвини, но я не сужу страну на основе двух коррумпированных лиц. Мы пытаемся помочь гражданскому населению, которое страдает от 93% российских атак».

Видимо он не знает, что кроме нескольких сбежавших «бизнесменов», в коррупции замешано два (или три, если считать Умерова) министра и множество других высокопоставленных лиц.

С итальянским министром обороны полностью согласен министр иностранных дел Антонио Таяни, который сообщил, что Рим уже подготовил на утверждение правительства новый 12-й пакет помощи. В своем комментарии изданию La Stampa он подчеркнул: «Мы продолжим поддерживать Украину, которая по-прежнему подвергается нападениям со стороны России. Гарантировать безопасность и независимость стране, подвергшейся нападению, — это правильно».

Вот только такая помощь обходится довольно дорого самим итальянцам. В мае МИД страны сообщил, что итальянская поддержка Украины, включая военную помощь и взносы, выплачиваемые через некоторые механизмы ЕС достигла около 2,5 млрд. евро, из которых около 1 млрд – на беженцев, 310 млн – на поддержку госбюджета и 93 млн – на гуманитарную деятельность.

Вероятно, это заставило руководство Италии задуматься. Как известно, в конце октября на заседании «коалиции желающих» премьер Мелони высказывала явные колебания по вопросу осуществления закупок западного оружия для ВСУ за итальянские деньги. Поэтому заявления вице-премьера Сальвини могли быть политическим прощупыванием возможности прекращения дальнейшей помощи Киеву, как минимум в плане прямого финансирования хунты Зеленского.

Уверен, что такие же дискуссии происходят в руководстве других европейских стран, вот только они более надежно скрывают от журналистов свои расхождения во мнениях. В любом случае, итогом внутренних процессов и обсуждений станут решения, которые примет по украинскому вопросу саммит ЕС в декабре этого года.

Другие материалы