Недавнее внесение Госдепартаментом США пяти мексиканских наркокартелей в список иностранных террористических организаций (ИТО) вполне может быть прелюдией к военным действиям США против них. После того как список ИТО уже вступил в силу, Трамп тайно поручил министерству обороны разработать планы борьбы с наркокартелями, сообщает New York Times.
«Речь идёт не об американском империализме или вторжении, а о противодействии транснациональной угрозе, которую Мексика, как оказалось, не способна контролировать и которая убивает американцев с беспрецедентной скоростью… Конституционные полномочия на эти действия недвусмысленны. Конгресс уже профинансировал военные силы, которые будут задействованы для противодействия этой угрозе, а объявление Трампом картелей иностранными террористическими организациями обеспечивает ту же правовую базу, которую мы используем против террористических групп по всему миру после 11 сентября», – пишет в своей статье в журнале Newsweek доцент кафедры делового права университета штата Джорджия Николас Крил.
Мексиканские власти ведут ожесточённую, но безуспешную борьбу с наркокартелями уже почти два десятилетия. Ежегодно в этом конфликте погибают тысячи мексиканцев, включая политиков, студентов и журналистов. С 2006 года, когда правительство объявило войну картелям, в стране было совершено более 460 000 убийств.
Мексиканские наркокартели находятся в состоянии постоянного изменения. За десятилетия они разрослись, раскололись, создали новые альянсы и боролись друг с другом за территорию. По данным Управления по борьбе с наркотиками США (DEA), наиболее значимую угрозу незаконному обороту наркотиков для США представляют два картеля.
Картель «Синалоа». Ранее возглавляемый Хоакином «Эль Чапо» Гусманом «Синалоа» является одной из старейших и самых влиятельных наркогруппировок Мексики, имеющей значительное влияние в мексиканском правительстве и государственных учреждениях. Помимо торговли фентанилом, группировка занимается вымогательством, контрабандой мигрантов, хищением нефти и полезных ископаемых, проституцией и торговлей оружием. Имея опорные пункты почти в половине мексиканских штатов, особенно вдоль тихоокеанского побережья на северо-западе и вблизи южных и северных границ страны, и действуя как минимум в сорока семи странах, картель имеет более широкое международное присутствие, чем любой из его мексиканских конкурентов. В 2017 году мексиканские власти экстрадировали Гусмана в США, где он отбывает пожизненное заключение по нескольким обвинениям, связанным с наркотиками.
Картель нового поколения «Халиско» (CJNG). Картель «Халиско» отделился от «Синалоа» в 2010 году и входит в число самых быстрорастущих картелей Мексики, действуя примерно на двух третях территории страны. Он также присутствует более чем в трёх десятках стран и во всех пятидесяти штатах США. Как и «Синалоа», CJNG является одним из крупнейших производителей и поставщиков фентанила в США, а также кокаина, метамфетамина и ряда других наркотиков. Он также занимается кражей топлива, вымогательством и незаконным ввозом мигрантов. Успех группировки связан с её контролем над несколькими мексиканскими портами, что обеспечивает ей более широкий доступ к глобальной цепочке поставок наркотиков.
Среди других крупных мексиканских наркокартелей, по данным Совета по международным отношениям США (CFR):
Организация Бельтран-Лейва (BLO). Группировка образовалась в 2008 году, когда братья Бельтран-Лейва отделились от «Синалоа». С тех пор все четверо братьев были арестованы или убиты, но их сторонники продолжают действовать по всей Мексике;
Los Zetas. Изначально военизированное подразделение картеля «Гольф», Los Zetas в 2007 году было признано Управлением по борьбе с наркотиками (DEA) самой «технологически продвинутой, изощрённой и жестокой» группировкой в стране;
Guerreros Unidos (GU). Группировка Guerreros Unidos (United Warriors), базирующаяся на юго-западе Мексики, отделилась от BLO в 2009 году и занялась торговлей героином. Известно, что группировка сотрудничает с CJNG, используя те же транспортные сети для перевозки наркотиков в США и из США;
Картель Персидского залива. Основа группировки находится в северо-восточном штате Тамаулипас, где, как считается, она сотрудничает с членами CJNG, хотя, по имеющимся данным, она также осуществляет операции в нескольких других штатах на побережье Персидского залива;
Картель Хуареса. Давний соперник «Синалоа», Хуарес, имеет оплот в северо-центральном штате Чиуауа, на границе с Нью-Мексико и Техасом;
La Familia Michoacána (LFM). Группировка, созданная в 1980-х годах, базируется в западном мексиканском штате Мичоакан. В 2009 году президент США Барак Обама признал членов группировки «крупными иностранными наркоторговцами» и ввёл финансовые санкции в соответствии с Законом об определении наркобаронов. Хотя в последние годы группировка ослабла и раздробилась, некоторые эксперты отмечают её возрождение;
Los Rojos. Ещё одна отколовшаяся от BLO группировка Los Rojos действует преимущественно в центральной и юго-западной Мексике и занимается похищениями людей и вымогательством, а также торговлей наркотиками, такими как кокаин и героин. Несмотря на арест нескольких её лидеров в период с 2019 по 2020 год, группировка продолжает действовать и наряду с Guerreros Unidos связана с исчезновением и убийством сорока трёх студентов университета в штате Герреро в 2014 году.
«В феврале 2019 года Трамп объявил чрезвычайное положение на границе США и Мексики и приказал разместить там тысячи действующих военнослужащих, ссылаясь на приток наркотиков, преступников и нелегальных иммигрантов. Позже Мексика направила двадцать пять тысяч бойцов Национальной гвардии для обеспечения безопасности своих границ, что, по мнению некоторых экспертов, привело к росту насилия и снижению потенциала страны в борьбе с наркокартелями», – говорится в редакционной статье на сайте CFR.
В Америке многие выражают сомнение в успехе стратегии Трампа по борьбе с мексиканскими наркокартелями.
«В течение нескольких месяцев представители мексиканского бизнеса собирались в элегантном конференц-зале Американской торговой палаты, чтобы узнать об угрозе со стороны США для их компаний, которая не связана с торговыми пошлинами. Трампу удалось напугать мексиканский бизнес проблемой картелей и смутить широкие политические круги Мексики грозными обещаниями военных действий. Но удастся ли ему достичь своей более масштабной цели – уничтожить картели? Почти наверняка нет. Более того, Трамп может усугубить и без того тяжёлую ситуацию.
Подход Трампа к картелям не является комплексной стратегией. В лучшем случае это бессвязный набор тактических приёмов. В худшем – он сам себя подрывает», – пишет Politico.
Самый яркий пример этого, по мнению издания, – то, как, даже прибегая к жёсткой силовой тактике для ослабления картелей, Трамп одновременно сокращает финансирование американских программ лечения наркозависимости. Таким образом, «хотя картели могут столкнуться с некоторыми ударами со стороны Вашингтона, спрос на их продукцию может вырасти, что даст им финансовые стимулы для поддержания поставок».
Администрация Трампа утверждает, что многие из высылаемых ею мигрантов являются членами картелей и банд и что их «проще депортировать, чем привлечь к ответственности».
Парадокс ситуации состоит в том, что, депортируя нелегальных мигрантов, США «создают резерв новых рекрутов для зарубежных картелей или провоцируют появление новых подобных сетей».
Так, одна из банд, ныне считающихся в США террористическими, MS-13, превратилась в транснациональный наркокартель, после того как депортированные из Америки ее члены создали в разных странах мира свои филиалы. Госдеп США недавно признал этот факт.
Метод Трампа «агрессивный, но не новаторский, – заявила Мирлис Рейес, вашингтонский аналитик, специализирующийся на теневой экономике и транснациональной организованной преступности. – Мы знаем результат: доступность наркотиков сохраняется, рынки адаптируются, а уровень передозировок остаётся высоким».
8 августа «президент Трамп тайно подписал директиву Пентагону о начале применения военной силы против некоторых латиноамериканских наркокартелей, которые его администрация считает террористическими организациями.
Решение привлечь американские военные силы к борьбе с наркокартелями – самый агрессивный шаг в эскалации кампании администрации против картелей. Оно свидетельствует о неизменной готовности г-на Трампа использовать вооружённые силы для выполнения задач, которые изначально считались прерогативой правоохранительных органов, – пресечения незаконного оборота фентанила и других незаконных наркотиков.
Приказ дает официальную основу для возможности проведения прямых военных операций на море и на территории иностранных государств против картелей.
Американские военные уже начали прорабатывать варианты того, как военные могут преследовать эти группировки, сообщили люди, знакомые с ходом переговоров, пожелавшие остаться анонимными, чтобы обсудить деликатные внутренние дискуссии», – сообщает The New York Times.
«Реакцией мексиканских наблюдателей стало коллективное осуждение», – отмечает Politico.
«Это неэффективно, недипломатично и политически неразумно», – заявил Карлос Перес Рикарт, учёный, близкий к окружению президента Мексики Клаудии Шейнбаум. Источник, знакомый с ходом переговоров, рассказал Politico, что руководители бизнеса пытались добиться от посла США в Мексике Рональда Джонсона разъяснений по поводу плана Трампа, но не смогли получить внятных ответов. Шейнбаум, в свою очередь, заявила о решительном противодействии Мексики подобным действиям США.
«Односторонний удар США может подорвать политический авторитет Шейнбаум, снизив вероятность дальнейшего сотрудничества её правительства с США в борьбе с картелями. Шейнбаум уже задействовала силы безопасности для борьбы со знаменитым картелем «Синалоа», передала США десятки предполагаемых участников картеля и направила дополнительные войска к американской границе. Одновременно она пытается договориться с Трампом о тарифах, миграции и других вопросах», – пишет Politico, отмечая что «действия Трампа могут укрепить позиции картелей, которые он хочет уничтожить».
Нелишне заметить, что у мексиканских картелей, как говорится в докладе Счетной палаты США (GAO), есть мощный союзник в самой Америке – это американские производители оружия, которых Мексика уже обвинила в пособничестве террористам. По данным GAO, значительная часть огнестрельного оружия, используемого в мексиканских картелях, поступает из США.
В Мексике многие разочарованы тем, что репрессии США, по всей видимости, сосредоточены на мексиканских организациях, а не на американцах, которые помогают картелям. Это стимулирует картели укреплять сотрудничество с американскими преступными сетями.
«Любое вторжение Америки в Мексику может повлечь за собой серьезные последствия и ответную реакцию. Мексиканские наркокартели, хорошо вооруженные благодаря большому потоку американского оружия, без колебаний применяют ответное насилие, и под перекрестный огонь могут попасть и обычные американцы, в частности, туристы в популярных курортных местах, или многочисленные [американские] общины на границе с Мексикой», – указывает британская The Guardian.
Объявление тотальной войны мексиканским картелям, как отмечает издание, также затронет саму суть этой страны: наркоторговля, по общему мнению, является одним из главных источников дохода в Мексике и ежегодно приносит миллиарды долларов в экономику страны. Ряд политиков, военных, солдат, полицейских и руководителей предприятий подозреваются в получении зарплаты от картелей. Помимо примерно 175 000 человек, работающих на них, картели пользуются региональной поддержкой в некоторых регионах и функционируют как своего рода теневое наркогосударство.
Рассчитывать на легкую победу американской армии над картелями не стоит, так как картели внимательно изучают опыт войны на Украине и в Сирии и совершенствуют применение беспилотников разных видов, считает старший аналитик по угрозам в Tech Against Terrorism Лукас Уэббер,
«Мексиканские картели – это не просто преступные организации; они действуют как военизированные формирования с обширными финансовыми ресурсами, глобальными цепочками поставок и разветвлёнными логистическими сетями, простирающимися до Соединённых Штатов . Маловероятно, что такие группировки будут пассивно реагировать на атаки США. Вместо этого, как показывает история, картели с высокой вероятностью будут принимать ответные меры как превентивного, так и реактивного характера . Они обладают значительным потенциалом для осуществления террористической деятельности , что в сочетании с их устоявшимся присутствием в Соединённых Штатах может привести к эскалации конфликта, далеко за пределы того, что могут ожидать сторонники чисто военного решения», – отмечается в докладе нежелательного в России Atlantic Council*.
Поставки американского оружия мексиканским картелям не могли совершаться без ведома спецслужб США, которые, как мы писали, контролируют мировой наркотрафик и тесно сотрудничают с дружественными картелями Мексики.
Можно предположить, что если Дональд Трамп отдаст приказ на военное вторжение в Мексику, то «глубинное государство» Америки в лучшем случае даст ему возможность потрепать недружественные картели, что лишь укрепит позиции тех наркобаронов Мексики, которые находят общий язык с ЦРУ.
В худшем случае военизированные формирования картелей при скрытой поддержке спецслужб США причинят армии вторжения неприемлемый для американцев ущерб, что положит конец политической карьере 47-го президента США.