На днях немецкий журнал Der Spiegel вернулся к событиям 1994 года и проанализировал конфиденциальные документы того времени. На страницах издания был опубликован материал, повествующий о том, что президент США Билл Клинтон рассматривал возможность принятия Москвы в НАТО. Однако этому воспротивился глава Германии, канцлер Гельмут Коль.
Небольшое предисловие. В сентябре 1994 года президент РФ Борис Ельцин совершил вояж в США. В то время отношения России и США выглядели необычно привлекательно, правда, в основном из-за постоянных уступок Кремля. Поэтому гостя с почетом встретили в Белом доме.
К обеду в гостиной был накрыт огромный стол, за которым звенели тарелками 130 (!) именитых гостей. Метрдотели советовали им быть осторожнее с ножами – слишком острые. Такие же вопросы предстояло обсудить обоим президентам. Когда разговор зашёл о НАТО и программе «Партнерство во имя мира», в которой участвовала Россия, Клинтон обещал Ельцину: «Я хочу, чтобы вы знали, что я никогда не исключал членства России… Моя цель – работать с вами и другими, чтобы создать наилучшие условия для действительно единой, неразделенной, интегрированной Европы».
«Я понимаю и благодарю вас за то, что вы сказали», – ответил Ельцин.
Казалось, впереди – невероятное событие: вступление России в НАТО!
Однако протестующий возглас послышался из Берлина. Der Spiegel пишет, что министр обороны Германии Фолькер Рюэ уверял, что вступление России в альянс стало бы для НАТО «свидетельством о смерти». Der Spiegel иронически пишет, что, когда речь заходила о членстве России в НАТО, «немецкое правительство становилось гибким, как бетон». Разумеется, и канцлер Коль не жаждал видеть русских в штаб-квартире альянса в Брюсселе.
Казалось, «друг Гельмут», с которым Ельцин пил водку и парился в бане, должен быть на стороне России. Обе страны сближались, их связывали деловые контакты, различные соглашения. Но…
Коль был простаком и рубахой-парнем лишь внешне. Его взгляды и расчеты были сугубо прагматичны. К тому же в нём бродила старая антироссийская закваска. Он считал, что в случае приема Москвы в альянс внутренние разногласия станут слишком серьёзными и это сделает НАТО неспособным к действиям.
Его мнение разделили и другие представители «верхов» Германии. Они, по утверждению Der Spiegel, считали, что, если Москва присоединится к альянсу, западным военным, возможно, придется «защищать Россию на границе с Китаем (ядерной державой) и Монголией».
Тем не менее иллюзии не рассеивались еще долго. Появился основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО. Но в дальнейшем следовали не конкретные дела, а раздавались пустые слова…
Der Spiegel пишет, что министр иностранных дел РФ Андрей Козырев спросил своего немецкого коллегу Клауса Кинкеля, почему Россия не может стать членом НАТО. Тот уклончиво ответил, что «на данный момент» альянс не готов к принятию в свои ряды Москвы.
На самом деле этого не могло быть НИКОГДА.
Вот некоторые факты – дополнение к материалу немецкого журнала.
1 апреля 1954 года СССР отправил письмо в Париж, который был тогда штаб-квартирой НАТО. Учитывая дату отправку, можно было подумать, что это шутливое послание. Однако в нем серьезно говорилось, что Москва готова вступить в альянс.
Предложение Москвы так ошарашило Запад, что там более месяца сочиняли ответ. Наконец он пришёл – вялый, невразумительный. В нем говорилось, что «это предложение противоречит принципам, на которых строится система обороны и безопасности западных стран».
Ответ из НАТО еще раз показал, что Североатлантический альянс – никакая не оборонительная организация, а, как утверждал Кремль, агрессивный милитаристский блок, военная угроза Советскому Союзу и социалистическим странам.
В 1956 году лидер СССР Никита Хрущёв спросил генерального секретаря НАТО Поля-Анри Спаака, почему Москву не приняли в организацию. Тот ответил, что ему трудно представить совместное командование США и СССР и в этом случае сама суть альянса потеряла бы всякий смысл. Бельгиец косвенно признался, что люди в НАТО не могут отойти от противостояния и вражды!
Спустя много лет в мире произошли огромные изменения: распался Советский Союз – держава, противостоящая НАТО, рухнула социалистическая система, прекратил существование Варшавский блок. Новая демократическая Россия протянула руку Западу, но тот ответил лицемерной улыбкой. Доверие так и не пришло на смену недоверию.
Однако спектакль, в котором Россию «принимали» в НАТО и «кормили» ее обещаниями, продолжался ещё долго. Они были «завернуты» в улыбки, тосты, уверения в дружбе, приходе новых времен. За этим политическим театром наблюдал весь мир.
Клинтон вспоминал, что «мы оставляли дверь открытой для возможного членства России в НАТО, что я ясно дал понять Ельцину и позже подтвердил его преемнику Владимиру Путину».
Сам президент РФ в интервью американскому журналисту Оливеру Стоуну рассказал: «Я помню одну из наших последних встреч с президентом Клинтоном, он приезжал в Москву. Я в ходе дискуссии сказал: может быть, посмотреть на такой вариант, что Россия вступит в НАТО. Клинтон ответил: "Я не против". Но вся делегация очень занервничала и тему замяли».
Теперь ещё одно дополнение к материалу Der Spiegel от самого немецкого журнала.
Три с лишним года назад, в феврале 2022 года, издание опубликовало материал о находке в Национальном архиве Великобритании. Это был документ 1991 года, в котором представители западных стран декларировали неприемлемость расширения НАТО. Его, хранившегося под грифом «секретно», обнаружил профессор Бостонского университета Джошуа Шифринсон.
Документ был составлен по итогам встречи представителей внешнеполитических ведомств США, Великобритании, Франции и ФРГ.
В нем отмечалось, что НАТО не будет расширяться и альянс не может предложить членство в нем Польше и другим странам Восточной Европы.
Der Spiegel привел слова представителя США Раймонда Зейтца:
«Мы дали понять Советскому Союзу… что не намерены извлекать выгоду от вывода советских войск из Восточной Европы и НАТО не должна расширяться на Восток ни формально, ни неофициально».
Между тем генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг в ноябре 2021 года в интервью агентству DPA утверждал, что альянс «никогда не обещал не расширяться». Что в итоге вышло известно: НАТО стал распускать свои щупальца на Восток.
Ельцин был против этого и в беседе с Клинтоном в марте 1997-го сказал: «Наша позиция не изменилась. Движение НАТО на восток остается ошибкой. Но мне нужно предпринять шаги, чтобы смягчить негативные последствия этого для России…»
Президент РФ предлагал «джентльменское соглашение», незафиксированное в протоколе, о том, что ни одна бывшая советская республика не вступит в НАТО. Клинтон возразил: в тайне такое не сохранить, да и подобная позиция не в пользу России. Но он лицемерил: в то время Совет национальной безопасности США тайно обсуждал вопрос о принятии Украины и прибалтийских страны в НАТО. Незалежная до сих пор остервенело стучится в двери альянса. Латвию и Литву, и Эстонию давно приняли в НАТО…
На прессе-конференции в декабре 2002 года Путин, в частности, сказал: «Мы четко и ясно дали понять – дальнейшее движение НАТО на Восток неприемлемо. Но чего здесь непонятного? Мы, что ли, пришли к границам США или границам Великобритании? К нам пришли, встали на пороге нашего дома. Разве это избыточное требование, не ставить никаких ударных систем у нашего дома?»
Но Запад не внимал никаким словам, нарушал все договорённости. И беспрестанно лгал. Так продолжается до сих пор.