С разницей буквально в пару дней в СМИ появилось два любопытных сообщения. Первое от журнала Newsweek, рассказавшего, что на военную базу США в Гренландии переброшен американский самолет E-6B Mercury, предназначенный для обеспечения связи с стратегическими подводными лодками ВМС США в случае ядерного конфликта.
И второе от пресс-службы Тихоокеанского флота России:
«Подводные лодки ВМФ России и ВМС Народно-освободительной армии Китая впервые провели совместное патрулирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе».
Как вы думаете, что их объединяет – ну помимо упоминания о боевых субмаринах – и причём тут Дания? Сейчас расскажу.
Но прежде хотелось бы обратить внимание на особенности внешней политики нынешней администрации США, которые многие эксперты уже называют «доктриной Монро 2.0».
Суть прежней доктрины, сформулированной в виде декларации принципов американской дипломатии и провозглашённой 2 декабря 1823 года в ежегодном послании к конгрессу президентом США Джеймсом Монро, звучала просто: «Америка для американцев». В том смысле, что европейским державам не следует лезть в дела Американского континента (Северной и Южной Америки), а американцы, в свою очередь, не должны интересоваться европейскими проблемами.
В первой четверти XIX века, когда Европа, разорённая после наполеоновских войн, медленно вползала в эпоху новой турбулентности, буржуазных революций и классовых войн, такая позиция США была более чем разумна. Мол, пусть они там самоубиваются как хотят, мы здесь будем строить новый мир на новых принципах.
Впрочем, новых принципов хватило ненадолго, и в итоге всё скатилось к банальному колониализму, когда власти в Вашингтоне стали воспринимать все остальные страны континента как свой «задний двор» и крайне болезненно реагировали на любые попытки изменить это положение вещей как извне, так и изнутри.
В итоге всё это выродилось в политику «большой дубины» – Big Stick Policy – окончательно определённую при Теодоре Рузвельте, который таким образом обосновал право США вмешиваться во внутренние дела американских стран.
Возвращаясь к Трампу, стоит отметить, что при нём «доктрина Монро» стремительно приобретает законченный вид неоколониальной стратегии, в рамках которой Штаты рассчитывают не просто контролировать, но и присоединить к себе ряд соседних территорий, включая Мексику, Канаду и… Гренландию.
И вот тут мы переносимся в Копенгаген, столицу Дании – европейской державы, которой формально Гренландия и принадлежит.
Буквально несколько дней тому назад премьер-министр Дании Метте Фредериксен заявила о высокой степени серьёзности ситуации вокруг острова, указав на то, что близкие к президенту США Дональду Трампу лица якобы проводят тайную работу внутри гренландского общества с целью посеять раздор между островом и Данией.
В частности, датская телерадиокомпания DR со ссылкой на источники сообщает о сборе американцами информации о позитивно и негативно настроенных к Вашингтону жителях Гренландии, чтобы создать возможность присоединить остров к США.
И несмотря на то что в Госдепартаменте уверили, что «отдельные граждане США могут иметь интересы в Гренландии», но власти США их не контролируют и не координируют.
«Правительство США не может ни контролировать, ни управлять действиями частных граждан. Президент, вице-президент и министр иностранных дел ясно дали понять: Соединенные Штаты уважают право народа Гренландии определять свое собственное будущее», – отметил пресс-секретарь Госдепа.
Фредериксен убеждена, что за всем этим стоит Белый дом.
Ситуация усугубляется ещё и тем, что в случае фактической аннексии острова Соединёнными Штатами ждать помощи Дании просто неоткуда. Как заявила глава евродипломатии Кая Каллас, страны ЕС не готовят никаких гарантий безопасности для Дании и Гренландии на случай нападения на них со стороны США.
Ну и причём тут Россия, Китай, совместное патрулирование наших подлодок в Тихом океане, спросите вы, если Гренландия вообще омывается водами Атлантики?
А всё дело в близости острова к Арктике, дающее той же Дании право на членство в Арктическом совете. Арктике, интерес к богатствам которой, а также контроль за Северным морским путём не дают покоя американской администрации.
Накануне в СМИ появилось сообщение о том, что страны НАТО планируют направить свои военные корабли для организации вблизи российского Севморпути провокационных маневров, основной целью которых станет исключение из участия в развитии этого стратегически важного региона Китая, Индии и других стран Азии и Глобального Юга, желающих нарастить торговлю с Россией и Европой, используя для этого самый выгодный в экономическом плане маршрут.
Скажу больше, для того чтобы перекрыть Пекину и Нью-Дели, которые на проходящем сегодня в Тяньцзине саммите ШОС, похоже, окончательно урегулировали все свои прежние разногласия, доступ к богатствам Арктики, Америка в лице Трампа готова не только аннексировать Гренландию, а вместе с ней и Канаду, но и развязать в Европе новую Большую войну, эпицентром которой станет вовсе не Украина, как многие полагают, а Балтика и Северный Ледовитый океан.
Эскалация напряженности в Арктике со стороны НАТО, итогом чего может стать масштабный военный конфликт, служит интересам США, неготовых к прямому военному столкновению с ядерной державой (Россией), а потому заставляющих недальновидных европейских русофобов таскать «арктические каштаны» из огня вместо них.
Именно задачам разрушения этих апокалиптических планов Вашингтона и служит укрепление дружбы и боевой слаженности между подразделениями и родами войск ВС РФ и НОАК.
Штаты, как уже было сказано, не хотят входить в прямой клинч даже с одной ядерной державой. Мутить океанскую воду сразу против двух – России и Китая – они и тем более не рискнут.