Сектор Газа – Палестина: кровавая карусель без срока давности...

Убийство Фольке Бернадотта так и осталось безнаказанным

Периодически в прессу утекает информация о разнообразных планах по послевоенному переустройству сектора Газа, разрабатываемых такими «гениями» дипломатии, как бывший британский премьер Тони Блэр, зять Трампа Джаред Кушнер и его же спецпосланник Стив Уиткофф. Как пишет Axios, близкий с израильским премьером Нетаньяху Блэр встречался в июле с престарелым президентом Палестины Махмудом Аббасом, рассказав ему об имеющихся предложениях. В свою очередь, Кушнер рассказал о них в начале августа премьер-министру Биньямину Нетаньяху, а накануне министр стратегического планирования Израиля Рон Дермер встретился в Белом доме с Дональдом Трампом. Принимая во внимание художества одиозного Блэра на Балканах и провалившиеся «ближневосточные» прожекты Кушнера, можно уверенно предположить также и крах их очередной затеи, нацеленной на де-факто увековечение оккупации палестинских территорий. Современная ситуация в Газе, площадь которого из-за израильских аннексий более чем на 60% меньше определённой СБ ООН 29 ноября 1947 г. как часть палестинского арабского государства, во многом напоминает ситуацию на Ближнем Востоке в конце 1940-х – начале 1950-х гг. При этом внутренние границы в Палестине, определённые той же резолюцией СБ ООН, были справедливо квалифицированы спецпосредником СБ ООН с июля 1947 г. по урегулированию арабо-израильского конфликта шведским дипломатом Фольке Бернадоттом (1895-1948 гг.) как постоянно провоцирующие здесь войну с неизбежными социально-экономическими последствиями для всего региона.

Напомним, в годы Второй мировой войны Фольке фон Бернадотт, граф Висборгский, видный представитель королевской семьи Швеции, дипломат и вице-президент Красного Креста скандинавской страны, вёл гуманитарные переговоры с нацистами, организуя обмены пленными, а в апреле 1945 г. инициировал знаменитую миссию «Белые автобусы», и до настоящего времени считающейся образцовой. Около 15 тысяч узников концлагерей вывезли из Германии в Швецию на окрашенных в белый цвет автобусах, с эмблемой Красного Креста, чтобы их не приняли за военные цели и не разбомбили по дороге. 

Предложения Бернадотта, о которых мы поговорим ниже, были предварительно одобрены обеими сторонами как основа дальнейших переговоров. Но около пяти вечера 17 сентября 1948 года кортеж из трех ооновских «ДеСото» остановили в иерусалимском районе Старый Катамон перед временным блокпостом новоявленного израильского ЦАХАЛ. Из перегородившего дорогу израильского военного джипа (именно перегородившего!) вышли трое вооруженных людей. Пока они в замедленном режиме проверяли документы у ехавших в первом автомобиле сотрудников ООН, ко второй машине бросился человек. Всунув в кабину дуло немецкого пистолета-пулемета МП-40, он расстрелял пассажиров и быстро скрылся. Вслед за ним побежали и трое его компаньонов, прострелив предварительно шины остальных машин кортежа. Тогда шестью выстрелами в упор был убит Фольке Бернадотт. 

Никаких попыток задержания убийц израильские военные не предприняли. Характерно и то, что именно в этом районе Иерусалима британские войска в сентябре 1948 г. свои блокпосты заменили израильскими.

За четыре месяца до этих драматических событий, опередив на несколько часов срок окончания британского мандата на Палестину, Давид Бен-Гурион возгласил о создании еврейского государства Эрец-Исраэль (середина мая 1948 г). Вслед за тем армии Ирака, Египта, Сирии и Трансиордании атаковали израильские поселения. Столкновения между еврейскими и арабскими вооружёнными формированиями переросли в войну Израиля за независимость. 

В начале июня 1948 года шведскому графу удалось добиться четырехнедельного прекращения огня. К этому времени евреи, сохранив почти все свои владения, за исключением кибуца Кфар-Даром возле Газы и блока поселений Гуш-Эцион к югу от Иерусалима, заняли Хайфу, Тиверию, Цфат, Назарет, Лод, Рамле и Яффу (почти всё средиземноморское побережье). Со своей стороны, граф Бернадотт снова заявил, что план ООН о разделе Палестины не годится, и предложил альтернативное решение конфликта на основе обмена территориями (1), выработки их межгосударственного статуса и совместного регулирования перемещения по этим территориям. 

Арабам, бежавшим из занятых евреями районов, предлагалось возвращение домой (или выплата высоких компенсаций). В то же время евреям позволялась иммиграция в течение двух – двух с половиной лет, в том числе на те же земли, но не всем: женщинам и мужчинам непризывного возраста. И поныне не потеряли актуальность слова шведского дипломата о том, что 

«никакое урегулирование не может быть справедливым и полным, если не будет признано право арабского беженца вернуться в дом, из которого он был изгнан из-за опасностей и стратегии вооружённого конфликта между арабами и евреями в Палестине. Большинство этих беженцев прибыли с территории, которая … должна была войти в состав еврейского государства. Исход палестинских арабов стал результатом паники, вызванной боевыми действиями в их общинах, слухами о реальных или предполагаемых террористических актах или изгнания. Это было бы нарушением принципов элементарной справедливости, если бы этим невинным жертвам конфликта было отказано в праве вернуться в свои дома, в то время как еврейские иммигранты прибывают в Палестину и, по крайней мере, создают угрозу постоянной замены арабских беженцев, которые веками жили на этой земле».

В соответствии с планом Бернадотта, Иерусалим, получал бы международный статус под контролем ООН. Хайфский порт и аэропорт в Лоде (вблизи Хайфы) переходили бы под международный контроль с равнозначным долевым участием в их управлении израильтян и арабов. 

Гарантировались экстерриториальность трансизраильского коридора порт Эйлат – Беэр-Шева – Акшелон –Ашдод – Тель-Авив, трансиорданского Яффа – Эль-Халиль – Мёртвое море, предлагалось строительство порта в Газе (поныне не построенного) со свободным доступом туда грузов Израиля, Египта и Трансиордании.

Занимая равноудалённую позицию, Бернадотт пытался совместить существование еврейского государства и правами арабского населения, однако радикалы не готовы были идти ни на какие компромиссы. В отчаянной попытке продвинуть свои задумки, Бернадотт объявил дополнительное прекращение огня с угрозой экономических санкций против стороны, которая его нарушит. В то же время, по мнению Давида Бен-Гуриона и других лидеров сионистского движения, усилия Бернадотта могли свести на нет территориальные достижения Израиля в войне за независимость, тем более что новые фактические границы увеличивали более чем вдвое израильскую территорию. 

Как говорится, дыма без огня не бывает, тем более что вскоре после убийства Бернадотта Израиль распространил суверенитет на всю территорию западной Палестины (кроме Иудеи и Самарии, захваченных Трансиорданией до 1967 г.) и сектора Газа. Ответственность же за громкий теракт так никто на себя и не взял.

Лишь два десятка лет спустя экс-командир иерусалимского отделения «Лехи» Йехошуа Зайтлер признал себя ответственным за планирование того убийства, рассказав, что оно было задумано в Иерусалиме и получило одобрение руководителей организации. А в 1988 году тот же Зайтлер сообщил и имя непосредственного исполнителя, умершего за два года до этого. Им оказался ветеран вооружённой организации «Лехи» Йехошуа Коэн: в 1956 г. он стал неофициальным телохранителем и доверенным лицом переселившегося в этот кибуц Давида Бен-Гуриона... Группировка «Лехи», известная также как «банда Штерна» которая во время войны симпатизировала противникам антигитлеровской коалиции, устраивая теракты не только против арабов, но и против англичан. Активисты «Лехи» выпустили даже карикатуру, на которой изображалось, как отдающего нацистское приветствие (и с повязкой на руке) дипломата пинком вышвыривают из Палестины под слоган: «Предложение агенту Бернадотту: убирайтесь из нашей страны».

Организатор убийства Бернадотта лидер «Лехи» Ицхак Шамир сделал успешную политическую карьеру и даже дважды занимал пост премьер-министр, похваляясь своими «подвигами». На его счету несколько терактов, включая убийство британского министра по делам Ближнего Востока лорда Мойна. Совбез ООН осудил убийство Бернадотта как «трусливый поступок, который, по всей видимости, был совершён преступной группой террористов в Иерусалиме, в то время как представитель Организации Объединённых Наций выполнял свою миротворческую миссию на Святой Земле». 

Стокгольм направил в Иерусалим государственного прокурора Матса Хоймана, который обнаружил, что израильское полицейское расследование было проведено «вопиюще ненадлежащим образом». Характерно и то, что когда в августе 1950 года СБ ООН рекомендовал вернуться к обсуждению плана Ф. Бернадотта, это «единогласно» отвергли как Израиль, так и его арабские соседи… Именно в этой истории во многом кроются истоки последующих трагедий и текущей карикатурной «дипломатии»…

Примечание

(1) Югославия, Индонезия, Финляндия, Турция, Ливан поддержали предложение Ф. Бернадотта об уточнении границ в Палестине. Была создана к концу мая 1848 г. комиссия с участием этих стран, но почти сразу началась обструкция её работы со стороны арабских стран (исключая Ливан) и Израиля.