В свете информационной войны, которую Запад ведет против России, в том числе на территории Украины, киевская власть озадачилась вопросом, откуда украинцы получают информацию об актуальных событиях.
Группа «Рейтинг» в начале сентября опубликовала результаты социологического опроса на тему медиаисточников, из которых люди узнают о событиях на Украине. В тройке лидеров оказались Telegram, заблокированный в России YouTube и запрещённый в России Facebook*, причем первый из них значительно опережает все другие.
Дело в том, что в Telegram находятся 69% опрошенных граждан Украины, из которых 40% постоянно, а 22% несколько раз в неделю. Притом лишь один человек из трех (32%) вообще не пользуется этим источником информации.
Второе место на Украине занимает YouTube, видеоролики на котором хотя бы пару раз в неделю смотрит почти каждый второй опрошенный (47%), а на третьем месте – Facebook* с показателем в 40% украинцев. Причем каждый из этих двух медиаисточников постоянно используют лишь по 19% опрошенных.
Четвертое место среди медиаисточников занимает телемарафон «Единые новости», который пару раз в неделю смотрят 37% населения. За ним следуют пользователи Viber (34%), Tik-Toc (33%) и Instagram (33%).
Теперь перейдем к наименее популярным медиа. Хуже всего положение традиционных СМИ: печатную прессу вообще не читают 84% опрошенных, радио не слушают – 75%, а региональные телеканалы не смотрят 69% граждан. Положение региональных онлайн-медиа схоже с международными – на них не обращают внимание двое из трех украинцев (67%).
В целом практически единственным источником информации на Украине, который охватывает большинство в две трети граждан, является Telegram, имеющий определенную степень независимости в отличие от контролируемых Западом сетей YouTube и Facebook*.
Практически невозможно проконтролировать содержание информации, которая распространяется через Telegram, или удалить пророссийские каналы, записи или видео, как это часто происходит на площадке YouTube. Получается, что в Telegram украинцы могут спокойно ознакомиться с точкой зрения Москвы на те или иные факты, узнать объективную информацию по событиям украинского кризиса или прочесть аналитику международных событий, в т. ч. крайне нелицеприятную для хунты Зеленского.
Именно поэтому прошлой осенью киевский режим активно пытался запретить работу Telegram на Украине, в частности на режимных предприятиях, но это ничуть не помогло. Точнее помогло мало, так как народ все равно читает то, что ему запрещают.
И тогда власть стала брать под контроль крупные украинские Telegram-каналы для того, чтобы управлять общественным мнением. Особенно после прихода Трампа к власти, когда Вашингтон прекратил финансирование украинских медиа через программу USAID.
Еще в июле спикер Верховной рады Стефанчук говорил о том, что существует возможность закрытия Telegram и «если нужны будут государственные решения - украинский парламент примет их» для того, «чтобы Украина получила больше информационной безопасности».
Однако к середине августа глава офиса президента Ермак выступил за смену позиции власти по отношению к Telegram, объясняя это свободой слова и мнением общества: «У нас же есть общество, мы же за свободу, а, например, 80% военных категорически против запрета». Не исключено, что это объясняется результатами опроса группы «Рейтинг», которые подтвердили ценность вложений хунты Зеленского в Telegram-каналы.
А вот «оппозиция» наоборот использовала недавнее убийство бывшего коменданта Евромайдана и экс-спикера Верховной рады Парубия как повод выступить против. Бывший президент Украины Порошенко в своем выступлении перед депутатами так и заявил: «Правоохранительные органы доказали, что убийство было организовано через сеть Telegram. И сейчас через нее создается сеть террористических действий против Украины». Поэтому нужно «запретить Telegram на Украине уже сейчас».
Интересно, что свою речь с требованием запрета Telegram Порошенко разместил в своем Telegram-канале, а на личной странице Facebook* оставил ссылку на этот пост. Правда, насмешки комментаторов, указывающих на лицемерие Порошенко, привели к тому, что буквально через час пост в Telegram был удален.
Как считает российский политолог Владимир Скачко: «У украинских политиков есть три подушки: любовь к Украине, ненависть к России и война. Только на них держатся все украинские политики, кого ни возьми. Заявление Порошенко – это выхлоп такой для подтверждения своего патриотизма и русофобии. Он даже не задумывается о том, что пользуется Telegram для борьбы с Telegram».
Нужно отметить, что логика требования Порошенко еще и в том, что он является владельцем ряда телеканалов и новостных интернет-сайтов, ценность которых резко возрастет в случае запрета Telegram. Так же, как и их важность для кандидатов на будущих президентских и парламентских выборах.
Тем не менее хунта Зеленского также может использовать эту инициативу как предлог для ограничения доступа к российским или пророссийским Telegram-каналам. Если это невозможно осуществить технически, то власть может ужесточить контроль за подписками украинских граждан на такие каналы, а также ввести административную или другую ответственность за «содействие распространению нарративов Кремля».
Была бы возможность, Киев бы насильно перевел всех граждан на какой-нибудь украинский мессенджер «Писанка» (от названия разукрашенного на Пасху яйца), но пока руки не дошли.
В то же время отход от условно международных сетей и переход на национальные стал неминуемым трендом в последнее время. Например, Россия потихоньку переходит на свою сеть Мах, в которую интегрированы «Госуслуги», а госслужащих во Франции с 1 сентября официально обязали перейти на национальный мессенджер Tchap, запретив пользоваться Telegram и WhatsApp в целях обеспечения безопасности.
Информация о том, что пересылаемые через WhatsApp сообщения полностью доступны американским спецслужбам, уже давно является секретом Полишинеля. Кстати, сам этот персонаж, ставший синонимом «секрета на весь свет» впервые появился именно в комедии французского драматурга Мольера.
Во многих странах использование собственных мессенджеров уже давно не в новинку. В Южной Корее сложно представить человека, у которого на телефоне не была бы установлена программа KakaoTalk. А в Китае вообще невозможно нормально жить без программы WeChat, количество пользователей которой почти достигло общего населения страны.
В России, продвигая Мах, не собираются запрещать ни Telegram, ни WhatsApp, считая их необходимыми для конкурентного развития. По словам пресс-секретаря Президента РФ Дмитрия Пескова, «без конкуренции Мах не сможет развиваться». Для того чтобы он «действительно стал развитым сервисом, который хотят поставить десятки миллионов наших сограждан, он должен постоянно развиваться и не стоять на месте. Мах еще предстоит большой путь в этом плане, и конкуренты должны быть».
На многих российских Telegram-каналах несколько недель назад массово появились ссылки на аналогичные каналы в Мах, что позволит значительно увеличит количество его пользователей, которые постепенно привыкнут к национальному мессенджеру. Кстати, к началу сентября количество пользователей Мах достигло 30 миллионов человек.
Вместе с тем российским медиа не стоит забывать, что огромное количество граждан Украины испытывает потребность в получении правдивой информации «с другой стороны фронта». Поэтому, пока украинские граждане не перешли на Мах, сообщения российских Telegram-каналов позволят им хоть частично оставаться частью общего Русского мира.