В привыкшей к политическим и прочим скандалам столице отторгнутого от Сербии края Косово Приштине подоспел очередной переполох, на сей раз инспирированный самими США, о которых в албанской сепаратистской элите без придыхания говорить не принято, а политических оппонентов традиционно клеймят предателями священного союзничества с американцами. На сей раз Вашингтон затеял ранее немыслимое: приостановил так называемый стратегический диалог со своим любимым детищем на Балканах – т. н. «Республикой Косово», причём сделал это на неопределённый срок.
«К сожалению, недавние действия и заявления исполняющего обязанности премьер-министра Курти создают вызовы для прогресса, достигнутого за многие годы. Стратегический диалог был нацелен на укрепление экономических и дипломатических связей на благо народов Америки и Косова. Мы надеемся возобновить такие усилия в будущем, когда это будет уместно», – говорится в ноте американского посольства в Приштине.
Одновременно с этим посольство пригласило к себе лидеров трёх местных крупных оппозиционных партий: Люмира Абдишику из партии националистической интеллигенции – «Демократическая лига Косово»; Мемли Красничи из партии, созданной боевиками запрещённой в России «Армии освобождения Косово» (UÇK) – «Демократической партии Косово» (её основатели сейчас дожидаются приговора Специального суда в Гааге за военные преступления) и Рамуша Харадиная – главу криминального клана и конкурирующей группировки боевиков, возглавляющего «Альянс за будущее Косово». О чём они говорили, общественность не проинформировали, но и без того стало ясно хотя бы по вскользь брошенной ремарке Абдишику, который сказал, что «пришло время объединиться и положить конец этому политическому безумию».
А. Курти с американскими военными
И все, конечно же, поняли, что объединиться вышеуказанным группировкам предписано с тем, чтобы, наконец, прекратить поползновения самой крупной парламентской партии косовского парламента - Кувенда «Самоопределение» (Vetëvendosje) на формирование нового правительства во главе с её лидером Альбином Курти. Последний сейчас обладает техническим мандатом, пока оппозиционные фракции никак не могут договориться между собой, но и иметь дел с партией власти принципиально не хотят, и явно не прочь побыть у власти ещё четыре года, сильно рассчитывая, что предстоящие в крае выборы в местные органы власти укрепят его положение. Потому как хоть «самоопределенцы» и победили на парламентских выборах в феврале, победа эта, по сути, оказалась пирровой – перевес получился настолько незначительным, что не позволил победителям сформировать устойчивое большинство и новый кабинет, а отношения со всеми конкурентами в силу бескомпромиссности и крайнего популизма были испорчены напрочь. Спасало, повторимся, только то, что соперники никак не могли договориться промеж себя, отчего Курти и компания продолжали как ни в чём не бывало рулить отторгнутым у Сербии краем, пользуясь техническим мандатом.
Незаконное вооружённое формирование под крылом НАТО
«На нашу армию в течение четырёх лет следующего мандата мы выделим бюджет в размере более миллиарда евро… Мы будем поддерживать работу завода по производству боеприпасов и развитие военной промышленности Косово. Мы также разработаем военные беспилотники Made in Kosovo…. Мы создадим совместное воинское подразделение с Вооружёнными силами Республики Албания. Набор новых курсантов будет продолжен ускоренными темпами. Наша цель – в рамках нового мандата привлечь в армию 1000 женщин. По всей стране будет реализована комплексная программа защиты. В рамках этой программы каждый резервист-доброволец получит соответствующую подготовку и вооружение на случай мобилизации», – фигурально «бряцал оружием» Курти на недавнем предвыборном митинге.
Это вызвало вполне обоснованное напряжение в Сербии, ибо вполне понятно, против кого будет нацелено это воинство. Ранее Приштиной были предприняты вполне однозначные шаги: в 2017-м Приштина провела через Кувенд (игнорируя бойкот партии сербского меньшинства) законопроект о создании собственной армии в обход резолюции Совбеза ООН по Косово, запрещающей местным албанцам иметь собственные вооруженные формирования для мультикультурного отвода глаз в составе так называемых Сил безопасности Косово (FSK – Forca e Sigurisë së Kosovës), находящихся в состоянии перехода в полноценную армию, взяв несколько десятков сербских коллаборационистов и представителей других этнических меньшинств. США периодически частично одаривали, частично продавали (делать что-либо бесплатно эти партнёры любят не очень) косовским вооруженным формированиям бронемашины Humvee, бронетранспортёры M1117, противотанковые «Джавелины», вертолёт Black Hawk, а недавно в край поступила партия американских беспилотников AeroVironment RQ-20 Puma (что в свою очередь наводит на мысль, что анонсированные Курти «собственные» БПЛА будут не очень-то и собственными).
Не отстают от заокеанских покровителей режима Приштины и турки, поставившие FSK беспилотники Bayraktar TB2, противотанковые системы OMTAS, минометы, гранатометы, бронемашины Otocar Cobra, Vuran и Kirpi. На этом фоне ЕС, чьей креатурой наряду с Британией и «демократической» элитой США является Курти, заметно отстают – стрелковое оружие, многофункциональные военные грузовики от германской ReinMetal, хотя и такое понять можно, – обязанности и функции между союзниками распределены и Брюсселю и без того положено тянуть Украину.
К слову, албанский режим Приштины по возможности помогает режиму Зеленского: так, новобранцы ВСУ проходили обучение на полигонах края в рамках британской программы Interflex. Также, как отчитался командующий FSK «генерал-майор» Башким Яшари, албанские боевики обучали украинских новобранцев минированию, а также несколько раз передали ВСУ в дар «оборудование, транспортные средства и крупнокалиберные боеприпасы». Про самого Яшари можно поговорить отдельно – он сын Рифата Яшари, лидера криминального албанского клана и племянник одиозного Адема Яшари, которого называют основателем «Армии освобождения Косово» (UÇK). Этот полуграмотный селянин получил известность тем, что люто ненавидел сербов, ещё во времена Югославии сколотил с дружками банду, организовал несколько терактов в сербских районах Косово, в результате чего погибли гражданские лица, устраивал вооруженные вылазки против милиции, останавливал на трассах автомобили и если ими управляли сербы, расправлялся с ними. В итоге, когда до него добрались югославские силовики, забаррикадировался в свое доме вместе с многочисленными родственниками и детьми, ведя огонь из-за их спин, в результате чего пришлось ликвидировать всех. Теперь памятники и бюсты бандиту есть практически во всех населённых пунктах Косово…. И его близкого родственника поставили во главе FSK, конечно же, не случайно.
К слову, боевики «Сил безопасности Косово» при случае постоянно демонстрируют то, что наследуют UÇK, о чём постоянно говорят их главари, а рядовые при случае поднимают флаги этой террористической организации, а также нередко лепят на себя её шевроны, равно как и шевроны так называемой «Великой Албании», включающую Косово, Прешевскую долину Сербии, северо-запад Черногории, треть Македонии и греческий Северный Эпир (Чамерия).
Всё это никак не мешает FSK с 2021 года участвовать в международных миссиях под крылом США и с того же года – учениях НАТО. Так, в этом году около тысячи их боевиков приняли участие в маневрах альянса Defender Europe 25, а их база на аэродроме Джяковица стала командным пунктом 28-й пехотной дивизии США. Может быть, Вашингтон сознательно милитаризирует албанцев, чтобы держать в кулаке их соседей славян на Балканах? Вопрос риторический, но не безосновательный. Тем более что недавнее заключение оборонного альянса Косово-Албания-Хорватия было воспринято в Белграде достаточно нервно.
Трамп сделает так, как ему удобно
Тогда возникает другой вопрос: к чему же эта принципиальная публичная порка администрации Трампа в отношении режима Курти? Тут всё очень просто. Бизнес, как принято говорить, любит тишину, Старина Донни – плоть от плоти бизнеса, тоже. Особенно в тылу, на фоне непростых для него взаимоотношений с Россией и геополитического противостояния с Китаем. А паналбанец и крайний сербофоб Курти ведёт себя как слон в посудной лавке. Так, на минувшей неделе его «силовики» закрыли филиалы Пенсионного фонда и Фонда страхования по инвалидности (ФСИ) Сербии и Республиканского фонда медицинского страхования (РФЗО) в самом крупном сербском анклаве на севере Косово – Косовской (Северной) Митровице, по сути, оставив местных пенсионеров и инвалидов без средств к существованию.
В течение всей своей последней каденции Курти изо всех боролся с «параллельными структурами Сербии» в крае, закрывая в сербских анклавах социальные учреждения, почты, аптеки, не пуская в край товары из Сербии, запрещая ездить по Косово на сербских автомобильных номерах и т. д. Избранные жителями анклавов главы местных муниципалитетов были заменены на албанцев либо сербских коллаборационистов. Серьёзно обострилась охота на ветеранов югославской армии, спецслужб, милиции, которых не трогали десятилетиями и внезапно начали арестовывать и сажать по подозрению в «военных преступлениях». В анклавах снимаются сербские флаги, закрашиваются муралы с сербскими деятелями, подростков арестовывают и избивают за майки с сербской символикой, дорожные указатели на кириллице убираются, албанцы на авто, проникая в сербские поселения, преследуют женщин...
Подобное силовое давление на сербскую общину, призванное привести к её исходу с исторических сербских земель, как когда-то из боснийского Сараево или хорватской Краины, не только не осуждалось, но даже поддерживалось администрацией Байдена, Брюсселем и Лондоном. И вряд ли в их отношениях хоть что-то поменялось, хотя офис ЕС в Приштине и выступил с дежурными заявлениями с осуждением закрытия социальных офисов.
Другое дело Трамп, свергавший Курти, инициировав тому вотум недоверия в Кувенде ещё в 2020 году, когда тот перестал пускать в край сербские товары, введя в отношении них стопроцентные пошлины и добиваясь «мер взаимности» (признание Белградом документов сепаратистского режима), а после усадил пришедшего на смену ему Авдуллу Хоти вместе с президентом Сербии Александром Вучичем за один стол, заставив подписать Вашингтонское соглашение. Всё это закончилось с приходом Байдена, а Курти снова усадили управлять краем, словно того самого чёртика из табакерки.
И вот теперь Курти снова будут отодвигать от рычагов управления Косово, что, возможно, приведёт к некоторому снижению напряженности между сербской и албанской общинами края. Конечно, Косово не вернётся в состав Сербии, и процесс превращения FSK в полноценную армию, действующую по стандартам НАТО, не остановится. И западные оккупанты из Косово не уйдут, и сербских солдат обратно, согласно резолюции 1244 СБ ООН, обратно не пустят. Но давление на косовских сербов, вероятно, несколько снизится.
Потому что бизнес любит тишину. Трамп любит тишину и любит деньги. И хочет выжать из Балкан по максимуму, имея надёжный тыл в случае будущих геополитических баталий. А вот подлинное антисербское беснование Курти, все больше толкающее Белград в сторону Москвы и Пекина, ему откровенно мешает.