Белорусско-польские отношения: Варшава вплотную подошла к опасной черте

В Польше спекулируют темой мифической угрозы стране и её гражданам со стороны белорусских спецслужб

Отношения Белоруссии и Польши за последние несколько лет стали представлять собой постоянный процесс взаимных обвинений, наполненный обоюдным недоверием. Нынешнее отсутствие возможности для конструктивного диалога между странами стало итогом многолетней политики официальной Варшавы, провозгласившей соседнюю республику потенциальным врагом, который вместе с Россией якобы вынашивает «агрессивные планы» против польского государства. Для усиления негативной риторики в Польше не раз использовали уже давно испробованные лживые нарративы о «соучастии» Белоруссии в российской специальной военной операции (СВО), «гибридной войне» Минска на границе, поддержке Александром Лукашенко «имперских амбиций» Кремля и пр. Однако до недавнего времени польские власти не решались идти на серьезную конфронтацию с Белоруссией, ограничиваясь громкими словами, поддержкой беглой белорусской оппозиции, ограничением транспортного сообщения и введением отдельных экономических санкций. В Варшаве успешно играли на теме украинского кризиса, которого ранее было достаточно для управления обществом и выбивания денег из бюджета ЕС. Теперь же, когда главный куратор Варшавы США стали налаживать контакты не только с РФ, но и Белоруссией, а киевский режим оказался на грани краха, позиция Польши стала стремительно радикализироваться, грозя в любой момент выйти из-под контроля.

Следует отметить, что ранее Варшава в качестве инструмента для запугивания польского общества активно использовала разразившийся с 2021 года на границе с Белоруссией миграционный кризис, в котором главными виновниками назывались Минск и Москва. Используя эту проблему как предлог, власти Польши перебросили в восточные районы страны тысячи военных, начали строительство так называемого «Восточного щита» (система фортификаций и наблюдения на границе с Белоруссией и РФ), потребовали военной и финансовой помощи от стран НАТО, закрыли большинство пограничных пунктов перехода, а также устроили масштабную информационную кампанию по дискредитации Союзного государства. Однако в последние месяцы данная тема перестала волновать простых поляков, которые все больше стали обращать внимание на внутренние проблемы, задавая самые неудобные вопросы руководству страны. Поэтому в Варшаве решили скорректировать свою тактику, перейдя к не раз используемым ранее, но временно отошедшим на второй план вопросам в отношениях с Белоруссией. 

В частности, в Польше приняли решение использовать тему угрозы стране и ее гражданам со стороны белорусских спецслужб. Для этого было использовано задержание в начале сентября сотрудниками Комитета государственной безопасности (КГБ) Белоруссии в городе Лепель Витебской области польского монаха Гжегожа Гавела, у которого при обыске нашли секретные документы, связанные с белорусско-российским учением «Запад – 2025». Этот инцидент не был первым подобным случаем раскрытия польской агентурной сети в республике, но ранее Варшава реагировала на происходящее крайне сдержанно. В этот раз польские власти решили использовать ситуацию для открытой эскалации напряженности, и уже 8 сентября местные спецслужбы арестовали белоруса Владислава Н., обвинив его в шпионаже. На следующий день премьер-министр Польши Дональд Туск заявил, что из страны будет выслан белорусский дипломат, «непосредственно вовлеченный в разведывательную деятельность», а в местных СМИ началась настоящая информационная кампания против Минска. Причем в Варшаве намеренно решили не обращать внимания на то, что из белорусской столицы шли прямые сигналы о готовности обсуждать вопросы безопасности в двустороннем формате. В Польше решили использовать ситуацию в качестве предлога для нагнетания напряженности в обществе, а власти страны даже призвали всех отказаться от поездок в Белоруссию, а тем, кто находился в республике, срочно ее покинуть любыми возможными способами.

Вместе с тем шпионский скандал стал лишь одним из элементов общей антибелорусской кампании, которую польские власти решили провести нынешней осенью. Центральной же темой стала придуманная в Варшаве угроза со стороны Белоруссии из-за проходившего в республике с 12 по 16 сентября учения «Запад – 2025». Причем никто в ЕС и даже Украине не увидел никакой опасности от данных маневров, особенно с учетом того, что Минск и Москва специально перенесли их подальше от западных границ Союзного государства и вдвое снизили количество военных и техники. Тем не менее Польша официально назвала учение прямой угрозой для своей безопасности, а заместитель министра национальной обороны Цезарий Томчик 11 сентября заявил, что «учения россиян и белорусов считаются наступательными», а потому Варшава решила перебросить к белорусской границе до 40 тыс. военных. Это стало крупнейшим сосредоточением польских войск на востоке за последние десятилетия и вместе с организованными многочисленными маневрами НАТО оказало самое негативное влияние на военно-политическую ситуацию в регионе. Причем, как показывают последние заявления из Варшавы, после окончания учения «Запад – 2025» никто войска из восточных регионов Польши выводить не планирует. 

Ситуация усугубилась после 10 сентября, когда польские власти сообщили о нарушении воздушного пространства неизвестными беспилотниками, которые были названы Варшавой российскими. Причем никаких убедительных доказательств в Польше представлено не было, а обвинения посыпались не только на Москву, но и на Минск. Причем белорусская сторона официально предупредила польских военных о приближении к их территории неизвестных дронов и даже сбила некоторые из них. Однако это нисколько не смутило Варшаву, использовавшую данный инцидент, который вполне мог быть согласованной с Киевом провокацией, чтобы создать дополнительную напряженность не только в Восточной Европе, но и на всем евразийском пространстве. 

В частности, речь идет о решении Варшавы с 12 сентября полностью закрыть польско-белорусскую границу, на которой в последние несколько лет из шести пунктов пропуска для легкового транспорта доступным оставался лишь переход в Бресте («Тересполь» в Польше), а для грузового – «Козловичи» («Кукурыки»). Теперь же польские власти решили не просто прекратить транспортное сообщение между двумя странами, что уже негативно сказалось на простых поляках, но и ударить по грузовому транзиту товаров по так называемому «Новому шелковому пути». Ранее только на терминалы польского логистического центра в Малашевичах (рядом с переходом «Тересполь/Брест») было ориентировано примерно 80% контейнерного потока в Европу из китайских транспортных хабов Сианя, Чэнду, Чунцина, Чжэнчжоу, Иву и Уханя. После закрытия железнодорожного сообщения между Польшей и Белоруссией этот поток полностью остановился, ударив как по польским и европейским компаниям и потребителям, так и по китайским. Причем в Варшаве своими бессмысленными действиями, похоже, решили пойти ва-банк, так как 15 сентября в польском министерстве иностранных дел были названы условия, необходимые для открытия границы, но не Минску, а Пекину. Как заявил пресс-секретарь ведомства Павел Вронский, «причина закрытия границы – повторяющиеся провокации и продолжающаяся гибридная война со стороны Белоруссии» и «в тот момент, когда исчезнут причины для ее закрытия, граница будет немедленно открыта». Глава МИД Польши Радослав Сикорский и вовсе во время встречи с китайским коллегой Ван И заявил, что Китай должен «дипломатически надавить» на Москву, чтобы ослабить поток нелегальных мигрантов в ЕС, и только после этого Варшава рассмотрит вопрос об открытии границы. Причем в польском МИД решили не вспоминать, что количество нелегальных мигрантов, пытающихся попасть в страну с белорусского направления, сегодня гораздо меньше, чем в 2021–2022 годах, когда о полном закрытии границы речи не велось. Поэтому и «обоснование» Варшавой своих нынешних действий выглядит как минимум нелепо и свидетельствует о том, что причины происходящего совершенно иные. В реальности для польских властей сегодня важно решить ряд собственных внутриполитических вопросов, в том числе поднять свой авторитет среди простых поляков, заставив их поверить в то, что Варшава способна влиять на международную повестку дня на глобальном уровне. 

Кроме того, в польской столице всерьез хотят превратить страну в «последнюю крепость» на границе западного мира и России и за счет миллиардных вливаний со стороны партнеров по НАТО удержать экономику страны на плаву. Это, в свою очередь, позволяет местной элите постоянно увеличивать военные расходы и мобилизационные инициативы под лозунгами национального единства против «российской угрозы», а также держать общество под жестким контролем, навязав ему своеобразный консенсус относительно приоритета вопросов национальной безопасности над решением внутренних проблем. 

Причем в Варшаве прекрасно понимают, что военный потенциал Польши в реальности несопоставим с российским, а потому польские власти готовы сдать всю территорию страны НАТО и США в первую очередь. Для этого и был использован сентябрьский инцидент с дронами, после которого было моментально объявлено о новой миссии североатлантического альянса «Восточный страж» (Eastern Sentry) по усилению обороны восточного фланга блока. Причем президент Польши Кароль Навроцкий уже подписал постановление, которое разрешает находиться на польской территории иностранному контингенту войск из стран, входящих в состав НАТО. Теперь ничего не мешает превратить Польшу в огромный плацдарм альянса у границ Союзного государства с совершенно непредсказуемыми последствиями.

В сложившейся сегодня ситуации, когда польские политики проявляют абсолютную неадекватность и готовы ради сохранения своей власти пойти на крайне рискованные шаги, выдержка Белоруссии и России вызывает неподдельное уважение. В Минске и Москве прямо заявляют, что любая агрессия со стороны Польши и стран НАТО будет иметь для них самые плачевные последствия, однако настойчиво призывают Варшаву одуматься и начать конструктивный диалог для снятия напряженности в регионе. К сожалению, многие на Западе рассматривают подобные действия Белоруссии и России как проявление слабости, либо не понимая всей серьезности ситуации, либо намеренно следуя по пути конфронтации с выходом на прямое военное столкновение. Поэтому неслучайным выглядят недавние заявления Навроцкого о необходимости готовиться к войне, а также продолжающаяся милитаризация Польши и стремление Варшавы максимально втянуть европейские государства в коллективную инфраструктуру НАТО на восточном фланге. Однако польским политикам все же стоит задуматься, к чему могут привести их нынешние действия, так как они уже затрагивают не только интересы Белоруссии и России, но и Китая, что выводит проблемы региона на глобальный уровень. 

Оцените статью
5.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться