Александро-Невский собор в Таллине

«Либералы» против свободы совести: как в Эстонии уничтожают православие

Православие сегодня – ведущая конфессия в Эстонии. Примерно каждый шестой житель республики – православный христианин. Однако власти страны решительно настроены с этим покончить.

На территории современной Эстонии православие появилось еще в средние века. Его принесли в X-XI века русские проповедники. А в основанной Ярославом Мудрым крепости Юрьев был возведен православный храм.

После вторжения в Прибалтику орденских рыцарей и датчан положение местных христиан резко ухудшилось. Православных принуждали к переходу в католичество, а если они не хотели, с ними жестоко расправлялись. Так, в XV веке по указанию Дерптского католического епископа был утоплен в проруби вместе с 72 прихожанами священник Исидор Юрьевский. 

При Иване IV в Юрьеве возникла епископская кафедра. А новая волна распространения православия произошла на фоне освобождения Прибалтики от шведов и присоединения ее к Российской империи при Петре I. Сначала храмы на территории современной Эстонии подчинялись Псковской епархии, но со временем перешли в ведение Санкт-Петербургской. В 1817 году учреждено Ревельское викариатство.

В XIX веке эстонские крестьяне стали массово переходить из лютеранства в православие. Появились православные священники-эстонцы. Ревельское викариатство было переподчинено Рижской епархии.

На фоне развала Российской империи и Гражданской войны Священный синод и Высший церковный совет Русской православной церкви приняли решение о создании отдельной Эстонской епархии, а затем и автономной Эстонской православной церкви. 

В 1920-е часть духовенства под давлением эстонских властей обратилась к константинопольскому патриарху с просьбой о переходе в его юрисдикцию. Тот в 1923 году вручил «заявителям» томос, согласно которому ЭПЦ объявлялась «автономным церковным округом», относящимся к Константинопольскому патриархату. Эти действия, нарушавшие церковные каноны, естественно, не были признаны РПЦ. 

Тартуский собор, фото из социальных сетей

В начале 1941 году ЭПЦ воссоединилась с Московским патриархатом, однако после прихода нацистов митрополит Александр, ранее принявший томос, поспешно заявил о восстановлении связи с Константинополем. В 1944 году он вместе с отступающими частями вермахта эвакуировался в Германию и в дальнейшем основал в Европе «Эстонскую православную церковь в изгнании». 

 После изгнания гитлеровцев синод ЭПЦ был упразднен. Эстонские приходы вернулись под юрисдикцию Московского патриархата как Таллинская епархия (с 1947 года – Таллинская и Эстонская). Причем константинопольский патриарх в 1978 году официально признал свой томос, учреждавший ЭПЦ в его юрисдикции, недействительным. Вопрос принадлежности приходов на территории Эстонии был разрешен, казалось, окончательно. 

В 1993 году, после развала СССР, РПЦ томосом патриарха Алексия II восстановила самостоятельность Эстонской православной церкви в своей юрисдикции. Однако часть клириков из политических соображений подали документы на регистрацию «Синода Эстонской апостольской православной церкви в изгнании» и обратились к константинопольскому патриарху с просьбой о принятии в его юрисдикцию. Константинополь сразу же «восстановил» им же признанный недействительным томос 1923 года.

Однако православные жители во всем разобрались и дали происходящему красноречивую оценку. Более 170 тыс. человек стали прихожанами канонической Эстонской православной церкви Московского патриархата, и лишь около 7 тыс. – так называемой «Эстонской апостольской». Это вызывало сильное раздражение у представителей правящего в Эстонии режима. Однако перейти к жесткому давлению на ЭПЦ официальный Таллин долгое время не решался, очевидно, опасаясь международного резонанса. Растоптать остатки законности эстонские чиновники решили после начала СВО, когда на Западе поднялась волна русофобии. 

Митрополит Евгений, фото из социальных сетей

Митрополит Евгений, фото из социальных сетей

Власти Эстонии отказались продлевать вид на жительство главе ЭПЦ митрополиту Евгению, объявив его «угрозой безопасности государства». «Угроза» заключалась в том, что иерарх не осуждал СВО. Чиновников абсолютно не смутил тот факт, что Синод и Собор, представляющие каждого шестого жителя страны, выступили против изгнания священника. 

Уже вскоре МВД Эстонии публично пообещало начать «работу» с приходами ЭПЦ для того, чтобы они выходили из юрисдикции Русской православной церкви. А глава ведомства призвал объявить Московский патриархат «пособником терроризма» и заявил о намерении приступить к принудительному закрытию православных монастырей.

Полиция Эстонии, эстонские СМИ

Полиция Эстонии, эстонские СМИ

На этом фоне главный викарий «Эстонской апостольской православной церкви Константинопольского патриархата» Маттиас Палли как бы «случайно» заметил, что его организация готова принять приходы ЭПЦ в свою юрисдикцию. 

После этого события стали развиваться еще быстрее. Вице-канцлер МВД  Райво Кюйт заявил, что эстонские силовики могут ликвидировать всю ЭПЦ. Он предложил ей полностью отделиться от РПЦ или перейти под юрисдикцию Константинополя, а в обратном случае пригрозит принудительным закрытием. Сотрудники МВД стали совершать «визиты» в православные храмы и вести себя при этом откровенно по-хамски, а муниципальные власти – разрывать с ними договоры об аренде имущества. 

Несмотря на прессинг, иерархи ЭПЦ категорически отвергли «предложения» о присоединении к константинопольским структурам. При этом ЭАПЦ перешла в наступление и заявила о том, что в Эстонии есть место только одной православной церкви – получившей томос из Константинополя. 

Убедившись в безрезультатности психологического и медиа давления, эстонские власти решили перейти к прямым репрессиям. В октябре 2024 года глава МВД Лаури Ляэнеметс инициировал дополнение закона о церквях и приходах таким образом, чтобы запретить существование религиозных объединений, «имеющих отношения с любой иностранной организацией, которая представляет угрозу об11щественному или конституционному порядку в Эстонии». Кто конкретно имелся в виду, догадаться несложно.

«Одобренный правительством законопроект нарушает свободу вероисповедания и конкретно направлен против нашей церкви. Хотя правительство оправдывает изменения в законе ситуацией с безопасностью, это прямое вмешательство в свободу вероисповедания, которое может существенно ограничить деятельность нашей церкви в Эстонии», – прокомментировал происходящее епископ ЭПЦ МП Даниэль.

Однако на официальный Таллин его слова не произвели никакого впечатления.

Чтобы избавиться от претензий режима относительно связи с Московским патриархатом в названии, ЭПЦ решила зарегистрироваться в органах власти, как Эстонская христианская православная церковь. Власти республики попытались ей отказать даже в этом. Закрепить новое название удалось только через суд.

Эстонские парламентарии переименование не оценили и продолжили законодательное наступление теперь уже на ЭХПЦ. Они официально приняли инициированный МВД законопроект. А в МВД сразу же заявили о намерении присвоить церковное имущество после ликвидации самой церкви. 

Церковь Воскресения Христова в Нарве, Википедия

Церковь Воскресения Христова в Нарве, Википедия

Законопроект неожиданно отказался подписывать президент Эстонии Алар Карис. Поправки он назвал антиконституционными. Однако министерство внутренних дел настояло на повторном рассмотрении документа. При этом депутаты попытались умиротворить президента, внеся в законопроект косметические изменения, в частности, предоставив «неугодной» церкви больше времени (шесть месяцев) на изменение статуса. Документ был проголосован в новой редакции, но обмануть президента его авторам не удалось. Глава государства дал понять, что, по сути, ничего не изменилось,  а сам законопроект не соответствует трем статьям конституции и поэтому подписывать его не стал.

В итоге маски были сброшены. Парламент демонстративно преодолел вето главы государства при третьем голосовании. Теперь в вопросе должен будет разбираться Государственный суд. 

Примечательно, что в парламентское большинство в Эстонии входят две партии, позиционирующие себя, как «либеральные»: Партия реформ и Eesti 200. Реформисты даже являются частью партии ЕС «Альянс либералов и демократов за Европу». Голосование за законопроект, грубо нарушающий свободу совести, ярко свидетельствует о том, что современный западный «либерализм» больше не имеет ничего общего с правами и свободами человека. Вся «свобода» в Эстонии сводится к однополым бракам*. На остальных направлениях гражданам предлагают исключительно махровый тоталитаризм. 

После того как официальный Таллин отобрал у русского населения страны День Победы, российские СМИ и возможность получать образование на родном языке, вера оставалась последним глотком духовной свободы и маркером культурной идентичности. В случае запрета церкви Эстония для «нетитульных» наций окончательно превратится в концлагерь. 

Заглавное фото: Александро-Невский собор в Таллине, «Википедия»